Архитектура и изобразительное искусство
1.4. Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси
Театральная жизнь. После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. Продолжали дело И. Буйниц- кого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883–1944) основал Белорусский народный театр.
После освобождения Минска от польских захватчиков в сентябре 1920 г. здесь открылся Белорусский государственный театр, переименованный в 1926 г. в Первый белорусский государственный театр, или БГТ-1. Художественным руководителем этого театра с 1921 по 1931 г. являлся талантливый режиссер Евстигней Мирович (1878– 1952). Сегодня на родине и за рубежом его знают как Национальный академический театр им. Я. Купалы. За короткое время труппа Мировича показала зрителям около 30 пьес, среди которых были «Паулiнка» и «Сон на кургане» Я. Купалы, «На Купалле» М. Чарота, «Кастусь Калiноускi» Е. Мировича. 16 ноября 1926 г. состоялась премьера пьесы Я. Купалы «Тутэйшыя». Уже на следующий день пьеса была снята с репертуара и запрещена. Новая премьера этого спектакля произошла много лет спустя, 17 октября 1990 г.
В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г. носит имя Я. Коласа. Костяк труппы составили выпускники Белорусской драматической студии, образованной при МХАТе. БГТ-2 воспитал такие замечательные таланты, как А. Ильинский, П. Молчанов, C. Станюта. Театр ориентировался на достижения мирового театрального искусства, в том числе и в репертуарной политике. Яркие, выразительные, высокопрофессиональные спектакли были рассчитаны на подготовленного зрителя, открытого для философских раздумий, идущего на откровенный диалог. Официальная критика объявила эти спектакли формалистскими и эстетскими. С конца 20 – начала 30-х гг. театр вынужден был переориентироваться на освоение советской (классовой) тематики.
Белорусский национальный театр, который был создан В. Голубком, до 1926 г. имел название «Труппа Голубка». Большинство пьес для него были написаны им самим. Но театр был закрыт, а его руководитель в 1937 г. репрессирован.
На рубеже 20–30-х гг. развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как «Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи.
В 30-е гг. сеть театров расширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле – Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). На сценах республики ставились новые пьесы К. Крапивы «Хто смяецца апошнiм» (1939) и Н. Погодина «Человек с ружьем» (1938); национальная и классическая тематика в данных театрах сочеталась с революционной.
Началась война, и театры республики были эвакуированы: БГТ-1 – в Томск, БГТ-2 – в Уральск, а затем – в Орехово-Зуево. Всего в начале 1942 г. в тылу оказались более 400 артистов. Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами на передовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественную самодеятельность. Чтобы поддержать тружеников тыла, они давали спектакли и концерты во время посевных и уборочных кампаний и, помогая армии, вносили деньги в фонд обороны. К примеру, на личные средства сотрудников БГТ-1 был изготовлен для фронта боевой самолет.
Тематика спектаклей белорусских театров тогда была связана главным образом с войной. На сцене прославлялись героизм и подвиг народа, его мужество и оптимизм, утверждалась вера в человека-борца, показывались богатство его души, чувство юмора. Зритель также с восторгом принимал пьесы с традиционными белорусскими персонажами, например, спектакль «Несцерка» (режиссер Н. Лойтер, БГТ-2) шел в Уральске около 100 раз и был удостоен Государственной премии СССР (1946).
В послевоенное время развернулась кампания за «чистоту» репертуара, под флагом борьбы против буржуазного влияния и космополитизма. Драматическим театрам предписывалось ежегодно ставить не менее 2–3 новых, идейно выдержанных спектаклей на предписанные темы. Репертуар утверждался Бюро ЦК КПБ. Несмотря на эти и им подобные регламентации, драматическим театрам республики удавалось каждый сезон радовать зрителей творческими находками, открытием новых актерских талантов.
Рекомендуем также:
Культура Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии ...
Английское ваяние XVIII века
В первой половине XVIII века английская скульптура находилась еще под опекой иностранцев. К эпигонам бельгийской пластики принадлежат антверпенцы Петер Скемакерс (род. в 1691 г., ум. после 1769 г.) и Михаель Рейсбрак (1693 – 1770), на дол ...
Декоративный витраж
Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества – прикладное творчество.
Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Эт ...