Сайт о культуре и искусстве

Ахроматические цвета

Другое » Роль цвета в одежде » Ахроматические цвета

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте – это чёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета. Между двумя полярными цветами (белый и чёрный) можно расположить множество серых оттенков с более равномерным или менее равномерным переходом. Считается, что человек может различать до трёхсот оттенков серого цвета. Существуют определённые условия, от которых зависит выразительность ахроматических композиций (светлотный диапазон, светлотный контраст). Их надо рассматривать как результат обобщения художественной практики.

Светлотный диапазон цветов. В композиции могут участвовать любые оттенки ахроматических цветов, однако преимущество светлых или тёмных тонов влияет на передачу определённого эмоционального состояния. Разделяют условно четыре светлотных диапазона тонов, отличающихся по производимому впечатлению. Светло-серый диапазон включает белый цвет и светлые оттенки серого цвета до среднего серого тона. Композиции воспринимаются цвета лёгкие, нежные, мягкие и спокойные. Темно-серый диапазон тонов простирается от средне-серого цвета до черного включительно. Впечатление от композиции в таком диапазоне достаточно тяжелое: печаль, сумрачность, драматизм, таинственность.

Полный светлотный диапазон охватывает белый, черный и любой оттенок серого цвета. Композиции в силу своей контрастности характеризуется активностью, напряженностью и динамичностью. Средне-серый диапазон не включает белый и черный цвета, а состоит только из оттенков серого цвета. Поэтому композиции строятся на мягких отношениях, передающих состояние от грусти в более светлых тонах до тоскливости в темноватых тонах. В целом такие композиции спокойны, монотонны и бесконфликтны.

Светлотный контраст. Композиции в любом светлотном диапазоне можно оживить и сделать выразительнее, если ввести элементы контраста и нюанса. Например, группу оттенков сблизить пои светлоте, а один или два цвета выделить более контрастно. Моделировка в тоне позволяет достигать эффектов живописности и свечения. Светлотный контраст в композиции может присутствовать и при определенных взаимоотношениях цветов по тону. Например, при расположении вплотную друг к другу светлых и темных пятен на месте их соприкосновения светлые пятна как бы высветляются, а у темных пятен края смотрятся еще темнее.

В зависимости от светлотного контраста наблюдаются иллюзорные изменения размеров и тона фигур. Одно и то же серое пятно на светлом фоне кажется меньше и темнее, а на темном фоне выглядит больше и светлее. Необходимость и степень контрастности по светлоте определяется конкретными композиционными задачами. Имеет значение не только взаимодействие пятен по тону, но их вес и характер их наложения. Наличие контраста по форме, по величине, по значению составляющих изображение компонентов также влияет на общее состояние композиции. Поэтому важно помнить о художественной целесообразности использования эффектов светлотного контраста.

Рекомендуем также:

Становление и развитие советской системы образования и науки
В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом, накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов, немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздейств ...

Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...

Материалы
Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всех направлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания д ...