Сайт о культуре и искусстве

Архитектура и изобразительное искусство

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 7

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел».

Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм о событиях Гражданской войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем (1885–1967).

В дальнейшем на экраны вышли фильмы «Убитая жизнью» (1927) А Фрелиха, «До завтра» (1928) Ю. Тарича, «В огне рожденная» (1930) и «Искатели жемчуга» (1936) В. Корш-Саблина, «Балтийцы» (1937) А. Файнциммера. Первым белорусским звуковым фильмом стала кинопрограмма «Переворот», поставленная в 1930 г. Ю. Таричем. Фильм был показан в первом звуковом столичном кинотеатре «Красная звезда».

В конце 30-х гг. в Минск переехала созданная в Ленинграде киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия».

Главное место в киноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В. Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в составе фронтовых киногрупп отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументы частично вошли в ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные мстители», «Бой за Витебск», а также в киноэпопею «Великая Отечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина и М. Садковича был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», который заканчивался показом парада белорусских партизан в освобожденном Минске.

В 50–80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведений белорусских писателей.

На экраны вышли кинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета» (1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1981–1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленской земле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храма архангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредст ...

Скульптура
Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. ...

Науки
По учению жрецов, основы науки были изначально переданы людям богом луны Тотом, который считался изобретателем письма и создал все свои произведения, вдохновленный высшим божеством. Греки отождествляли его с Гермесом Трисмегистом, что зна ...