Архитектура и изобразительное искусство
С 70-х гг. в архитектуре начал постепенно преодолеваться жесткий рационализм. Индустриальная база крупнопанельного домостроения Минска пополнилась четырьмя домостроительными комбинатами. Это ускорило строительство новых жилых районов с более высокими архитектур- но-планировочными и композиционно-художественными решениями (Восток, Зеленый луг-5, Юго-Запад в Минске). Значительно изменили облик столицы крупные общественные здания: кинотеатры «Октябрь» и «Москва», Дворец искусств, здание архитектурно-строительных факультетов Белорусского политехнического института, гостиница «Планета», Театр музыкальной комедии, многоэтажная гостиница «Беларусь». Новым направлением приложения искусства зодчих стало проектирование и строительство Минского метрополитена, первая очередь которого вступила в строй в 1984 г.
В целом в послевоенный период в градостроительной архитектуре республики на долгие годы утвердился так называемый интернациональный стиль, не отмеченный национальным колоритом. Первые попытки преодолеть этот перекос проявились в ходе реставрации комплекса строений XIX в. Троицкого и Раковского предместий, Верхнего города столицы. Аналогичные работы по возрождению архитектурных памятников проводились в Гродно, Витебске, Могилеве. Городам (пока локально) возвращали их исторический облик и национальное своеобразие.
Живопись и скульптура. В первые послереволюционные годы центром «левого», новаторского изобразительного искусства, местом теоретических поисков, расцвета авангарда, лабораторией для проведения эстетических и художественно-педагогических экспериментов стал Витебск – «белорусский Париж» того времени.
На первый план выдвинулась живопись. По инициативе Марка Шагала (1887–1985), одного из оригинальнейших живописцев XX в., в декабре 1918 г. на базе мастерской Ю. Пэна открылась Народная художественная школа. Кто тогда думал, что это событие войдет в историю мирового искусства? По приглашению М. Шагала в Витебск приехали работать переполненные идеями талантливые художники разных авангардных течений и стилей: А. Бразер, К. Малевич, Л. Лисицкий, Р. Фальк, В. Ермолаева и др. Они с энтузиазмом участвовали в организации и оформлении городских праздников, рисовали плакаты, афиши. Возникали новые художественные учебные заведения, открывались мастерские, формировались новые профессиональные объединения вокруг авторитетных мастеров живописи.
С большими надеждами приехал в Витебск основоположник супрематизма Казимир Малевич (1878–1935). Прежнюю живопись он считал отжившей, предметами внимательного изучения и художественного изображения избрал квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а основными красками – черную, белую, красную. Своеобразным символом мастера стала картина-загадка «Черный квадрат» (1913).
В 1920 г. К. Малевич и В. Ермолаева основали УНОВИС – одно из самых боевых и последовательных в поисках новых форм и средств творческих объединений (полное название – «Учредители нового искусства»). Оно сыграло заметную роль в развитии европейской художественной культуры, повлияв на архитектуру, живопись, искусство дизайна.
На базе Народной художественной школы открылись свободные художественные мастерские, Художественно-практический институт (просуществовал всего несколько месяцев), а в 1923 г. – Витебский художественный техникум.
После Гражданской войны многие художники покинули Витебск, некоторые известные мастера эмигрировали. Уехал и М. Шагал, навсегда сохранив теплое отношение к родному городу. Во Франции он много лет спустя воскрешал на холстах ветхие домишки и кривые улочки Витебска. Интересно, что в Париже в одно время с Шагалом работал другой всемирно известный белорусско-еврейский художник – уроженец Смилович, прекрасный колорист, классик авангарда Хаим Сутин (1894–1943).
Особое таинственное постижение природы отличает творчество талантливого художника и скульптора, родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Язепа Дроздовича (1888–1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусских живописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне», 1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далеким планетам художник придавал облик родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н. Орды Я. Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества и сказочной природы, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панораму извлечений из национально-исторической памяти.
Рекомендуем также:
Северное Возрождение
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает пер ...
Виды резьбы
резьба лакировка изделие убранство
Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или о ...
Бельгийская живопись XVIII века
Число живописцев в Бельгии в XVIII веке было, пожалуй, более велико, чем в какой-либо другой стране. Бельгийская живопись этого столетия, однако, за немногими исключениями, с которыми мы сейчас познакомимся, измельчала почти окончательно. ...