Архитектура и изобразительное искусство
В годы «оттепели» художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никто не отменял. И все-таки в это время складывались .новые художественные тенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили о себе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшие в последующем свои школы.
Первые картины Михаила Савицкого были мирными, ласкающими глаз («Песня», «Хлеб»). Однако художника сделали знаменитым главным образом суровые, шокирующие неприкрытой правдой полотна о войне (цикл картин о партизанах, триптих «Агрессия», цикл «Числа на сердце»). Он писал мужественные образы бойцов и партизан, светлое и скорбное лицо партизанской мадонны, изображал ужасы фашистских концлагерей. Палитра Савицкого скромна, но в выборе красок – ничего случайного. Цвет служит основной идее картины. Немало произведений написано художником на тему труда («Урожай», 1966; «Рабочие», 1968).
Белорусская скульптура также прошла испытание временем. В течение довоенных лет она находилась под воздействием жестких директивных установок и требований, продиктованных методом социалистического реализма. Не случайно в первые послереволюционные годы часть скульптур делалась из недолговечного материала – гипса, фанеры, стекла, цемента. Многие не прошедшие профессиональной школы молодые скульпторы и впоследствии спешили отреагировать на только что свершившееся событие, выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали о высоком предназначении искусства ваяния.
В этом виде изобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А. Бразер, 3. Азгур. Важным событием в 1933 г. стало открытие в Минске памятника В. И. Ленину по проекту М. Манизера. Он и сегодня не утратил художественной ценности.
В скульптуре в военные и послевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин, Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитников родины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).
В 50–80-е гг. наблюдался всплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве. Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные теме героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилось сооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).
К более поздним периодам относятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969–1971), Курган Славы под Минском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск – город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебской области (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному (1980), М. Богдановичу (1981).
Весьма важным в жизни республики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе с врагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.
Плодотворно работал в области портретной и монументальной пластики талантливый скульптор Анатолий Аникейчик (1932–1989). В созданную им галерею образов входят скульптурные портреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а также мемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения, посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С. Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.
Таким образом, архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигли весомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку на пульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальные события и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всех этапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило понимать и ценить красоту, любить и защищать родную землю.
Рекомендуем также:
Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
- Андрей, как Вы пришли в театр?
- Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу ...
Особенности политической и хозяйственной культуры Древнего Египта. Быт, нравы
и обычаи египетского общества
Египет всегда управлялся абсолютным монархом (обладал неограниченной властью и мог присвоить себе любой титул). Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он нос ...
«Русские сезоны» С.Дягилева и их влияние на искусство мирового балета
«Русские сезоны» и деятельность антрепризы Дягилева стали поворотным в развитии балета в Европе, где этот вид искусства находился в упадке. В центре внимания оказались русские хореографы, танцовщики, композиторы (Стравинский, а в 1920-е г ...