Сайт о культуре и искусстве

Обоснование культурологического подхода

Другое » Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма » Обоснование культурологического подхода

Страница 1

Культурология как наука в последние годы успешно собирает под свои знамена все больше ученых и практиков, озабоченных изучением и решением как традиционных историко-культурных вопросов, так и разработкой общих, методологических, ведущим среди которых мне представляется вопрос о ценностях, создаваемых человеком в ходе своей социокультурной практики.

Архитектура – как вид искусства тоже является продуктом социокультурной деятельности человека, как субъекта конкретной культуры, и может быть рассмотрена в рамках культурологического подхода. При изучение архитектуры классицизма я буду использовать систему культурологических категорий: образ мира и картина мира, деятельность и алгоритм, ситуация и контекст, смысл и значение. Эти пары понятий интересуют одновременно на процессуальную и схематическую стороны существования культуры как на взаимосвязанные противоположности. Более всего меня интересуют связанные с ментальностью культурологические смыслы, которыми наделены элементы архитектуры. Отношение людей эпохи классицизма к античности и к античным элементам в искусстве и есть выражением этих смыслов. Значение античного искусства для классицизма является первостепенным фактором для его формирования. Утверждая почитание форм античности, её элементов, как особо значимых, собственно и породило стиль классицизм. Итак, в данном исследование меня интересует, почему для людей 17-18 веков так значима была античность, на сколько важны были правила подражания ей и почему отклонение от норм установленных королевской академией строительства строго каралось или пресекалось.

В отношение картины и образа мира я буду пользоваться таким определением: «Картина мира» является предельно широкой категорией, удерживающей все виды пространств, выработанных практикой данного общества. Это могут быть географические представления, но также мифические, художественные, научные, фантастические, мистические и т.п., представления, если они актуально участвуют в образовании целостного представления того или иного общества о себе и мире, в котором оно живет. Картина мира – коллективное достояние, она объективирована текстами, – устными повествованиями, пластическими, рельефными и рисуночными изображениями, ритуалами, записями и т.п., благодаря которым она может транслироваться от человека к человеку, из поколения в поколение. Для выражения такого частного, в сознании отдельного человека, преломления общей картины мира удобен термин «образ мира». Образ мира так же объективен, как и картина мира, но, будучи индивидуальным по своей сущности, он объективирован текстами индивидуального авторства [1]. Так как архитектура тоже является культурным текстом, я в своей работе собираюсь прочитать этот текст и осмыслить картину мира эпохи абсолютизма, а также, анализируя работы конкретных архитекторов, проследить какой образ мира существовал в их проектах. Категории деятельности и алгоритма меня интересуют с точки зрения описания архитектуры продукта деятельности, а также, какие деятельности людей данной культуры были связанные с этим культурным феноменом. А в частности архитекторская деятельность, деятельность архитектурной академии и теоретиков стиля классицизм, а также с какой деятельностью было связанное практическое назначение исследуемой архитектуры.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Актер рождается в театре
С Михаилом Чеховым сравнили как-то и самого Вицина. Причем не кто-нибудь, а знаменитая актриса Серафима Германовна Бирман, один из самых строгих театральных педагогов. Вицин тогда уже служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально ...

Сценарно-режиссерская разработка театрализованного представления «Беда от нежного сердца»
по мотивам одноименного водевиля В.А. Соллогуба Тема: «Беда от нежного сердца» Идея: Чтоб сердца нежного беда Бедой не вышла в самом деле. Место проведения: актовый зал ПУ № 13 Аудитория: смешанная. На сцене выгородка будуара, форте ...

«Русские сезоны» С.Дягилева – как один из этапов в реформе русского балетного театра
С 1909 талантливый предприниматель С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» (А ...