Сайт о культуре и искусстве

Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле

Выбор готики не случаен. Готически стилизованное пространство погружает в вечное. Мерцающее кобальтовое и пурпурное стекло, вставленное в свинцовые рамы, наполняет помещение таинственностью и сокральностью средневековья.

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.

Основополагающее место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры оказывали сильное эмоциональное воздействие на прихожан. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.

Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Являясь частным феноменом готического стиля, витраж прекрасно иллюстрирует общее понятие термина "готика". Как в капле воды, в нём отражаются эстетические концепции средневековой Европы. Он вполне может быть выразителем не только конкретного направления в искусстве и архитектуре, но и всего исторического отрезка времени, которое принято называть средними веками.

Для того чтобы определить технико-технологические особенности витража, его функции в архитектурном ансамбле, а также темы и сюжеты я рассмотрела несколько книг, основные - Рольф Томан «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись», 2000 г., Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том, 1973 г. и Э. Мартиндейл, «Готика», 2001 г.

В книге Р. Томана изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы. Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, посвященные искусству витража и ювелирному делу. Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории.

А в работе Э. Мартиндейла определены основные черты готического стиля в живописи и архитектуре, описаны шедевры, олицетворяющие красоту готического искусства: соборы в Шартре, Кельне, Вестминстере, Сент-Дени, Сент-Шапель и Нотер-Дам.

Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — фундаментальное издание, охватывающее историю мирового зодчества от его зарождения до наших дней. В издание включены специально подобранные фотоснимки и чертежи, наиболее ярко характеризующие архитектуру той или иной страны в каждый период.

Рекомендуем также:

Религия
Религия в жизни римлян всегда играла значительную роль, особенно на ранней исторической стадии. Но римляне – народ прагматичный, поэтому на обрядности всегда лежала печать практицизма. Религия была ориентирована на конкретную жизненную пр ...

Позднее царство
В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами. Культура этого периода, несмотря ...

Отношение к росписям современников
Благодаря деятельности А.В. Прахова росписи стали хорошо известны публике ещё до их завершения. Е.Д. Поленова в письме Васнецову В.М. из Москвы от 21 октября 1885 года пишет: «На днях приехал сюда Адриан Викторович и привёз Ваши эскизы, в ...