Сайт о культуре и искусстве

Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле

Выбор готики не случаен. Готически стилизованное пространство погружает в вечное. Мерцающее кобальтовое и пурпурное стекло, вставленное в свинцовые рамы, наполняет помещение таинственностью и сокральностью средневековья.

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.

Основополагающее место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры оказывали сильное эмоциональное воздействие на прихожан. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.

Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Являясь частным феноменом готического стиля, витраж прекрасно иллюстрирует общее понятие термина "готика". Как в капле воды, в нём отражаются эстетические концепции средневековой Европы. Он вполне может быть выразителем не только конкретного направления в искусстве и архитектуре, но и всего исторического отрезка времени, которое принято называть средними веками.

Для того чтобы определить технико-технологические особенности витража, его функции в архитектурном ансамбле, а также темы и сюжеты я рассмотрела несколько книг, основные - Рольф Томан «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись», 2000 г., Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том, 1973 г. и Э. Мартиндейл, «Готика», 2001 г.

В книге Р. Томана изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы. Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, посвященные искусству витража и ювелирному делу. Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории.

А в работе Э. Мартиндейла определены основные черты готического стиля в живописи и архитектуре, описаны шедевры, олицетворяющие красоту готического искусства: соборы в Шартре, Кельне, Вестминстере, Сент-Дени, Сент-Шапель и Нотер-Дам.

Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — фундаментальное издание, охватывающее историю мирового зодчества от его зарождения до наших дней. В издание включены специально подобранные фотоснимки и чертежи, наиболее ярко характеризующие архитектуру той или иной страны в каждый период.

Рекомендуем также:

Театрально-музыкальная культура
Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр ...

Карибский стиль
Вплоть до эпохи Фиделя Кастро (до 1959 г.) Куба представляла собой тот «райский уголок», где реализовывались подавленные желания моралисткой Америки. Помимо дешевых напитков, проституции и карточных игр Гавана предлагала музыку, не только ...

Древнеегипетская письменность
Создателем письменности древнее египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вел летосчисление и писал летописи; кА бог мудрости – создал письменность и счет, кото ...