Сайт о культуре и искусстве

Технико-технологические особенности

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле » Технико-технологические особенности

Страница 1

История стекла волнует и увлекает, поражает воображение так же, как и само стекло, ослепительно сверкающее в лучах света радужными красками. Эта история восходит к позднему палеолиту - древнекаменному веку. Тогда наш далёкий предок человек дважды разумный научился делать из неподатливого природного вулканического стекла обсидиана резцы и скребки. Незаменимым оказался обсидиан и для лезвий ножей, наконечников стрел и копий. Прошли тысячелетия, на смену каменному и медному пришёл век бронзовый. Появились искусственные, созданные самим человеком, материалы, и среди них в числе первых - стекло.

Создавать витражи начали еще в античности. Эффекты витража уникальны, и это связано с прозрачностью его основы - цветного стекла. Тогда для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска.

Мозаичная композиция цветных готических витражей отчасти объясняется тем, что кусочки стекла, из которых в последствии и собирается витраж были достаточно небольшого размера. Их величина зависела от сил легких выдувальщика стекла.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

Эскиз сначала переносится эскиз на деревянные панели такого же размера, что и готовый витраж. Затем витражисты наносили на этот рисунок контур, по которому в дальнейшем свинцовыми полосами предстояло скрепить куски стекла. После чего художник уже начинал подбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты, которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересный момент – окраска стекла. На стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску, это зависело от традиций сложившихся в той или иной мастерской. Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

В качестве основы для краски до начала XIV века служила черная или коричневая гризайль. Позже была открыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами и Англии, и Франции, и Германии.

Серебряную краску изготавливали из сплава толченого серебра и сурьмы, добавляя воду и желтую охру. Краску наносили на внутреннюю поверхность стекла. После обжига она сплавлялась со стеклом, придавая ему желтый цвет. Подобная технология давала возможность на одном фрагменте стекла совмещать два цвета.

При завершении окраски всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, стекла обжигали в печи. Это производилось для фиксации краски на стекле, что помогало росписи веками сохраняться под открытым небом.

Уже обожженные фрагменты стекла размещали на деревянную панель с эскизом и соединяли с профилем с помощью свинцовых полосок. При спаивании мягких свинцовых полосок, друг с другом, которые легко принимали любые формы контуров стекла, образовывалась сетчатая несущая конструкция, за счет которой удерживались все составляющие фрагменты витража. Укрепив тонкой арматурой, конструкцию вставляли в оконную раму.

Со временем, в XIV веке, удается изготавливать свинцовые переплеты тоньше и изящней, вследствие чего рисунки напоминают книжные миниатюры. Новое изобретение XV века – техника дублирования стекол, позволило придавать тончайшие нюансы цвета, за счет чего в витражах более явственно наблюдается нарастание реалистических элементов. Теряя свою монументальность, витражи начинают соперничать с книжной миниатюрой. Особую известность приобрели витражи французские: Шартра, Руана и Сент-Шапель и немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Формы и виды мебели
Египтяне создали целый ряд типовой мебели. Самые ранние из них относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и довольно грубая мебель. В период расцвета Фив она становится более лёгкой, изящной, комфортбельной и элегантной. В жилых домах можно ...

Искусствоведческий анализ портрета
С 1791 года портретистом старшей из дочерей Павла – Александры становится Д. Г. Левицкий. В течение одного только года он пишет ее три раза, позже снова возвращается к изображению великой княжны. Задача художника была тем более сложной, ч ...

Российский этнографический музей
Российский этнографический музей был основан в 1901 году как этнографический отдел Русского музея. Коллекции музея размещаются в правом флигеле Михайловского дворца, перестроенном в 1900-1911 годах по проекту архитектора В. A. Свиньина в ...