Сайт о культуре и искусстве

Готический витраж

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле » Готический витраж

Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического.

Этот стиль, в целом, характеризуется вытянутыми формами, любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Готические витражи играли огромную роль.

Для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались витражи – картины на стекле. Витражи располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов.

Витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль, ведь по декоративности со стеклом ни один отделочный материал сравниться не может. Изготовление готического витража заключалось в скреплении свинцом деталей вырезанных из окрашенного стекла. Краску, для того чтобы она была более устойчивой, обжигали в печи, после чего она намертво спекалась со стеклом, в дальнейшем такой витраж мог простоять под открытым небом веками.

Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. Основной тематикой готических витражей является религия. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

Монументальная живопись готического искусства в основном представлена витражом. Роль витражей повысило значительное увеличение оконных проемов. Цвет, по сравнению с романскими, в готических витражах отмечается большей глубиной и конденсированостью. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.

Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями.

С расцветом готического искусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо, узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерам стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.

Рекомендуем также:

Свадебные церемонии Древнего Китая
Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, ...

Методы и подходы культурологии
культура человеческий идеографический философия Одна из особенностей культурологии как науки состоит в специфике ее методов: объяснение в культурологии неразрывно связанно с пониманием. Особенности культурологического знания: она заключ ...

Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями. Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей пол ...