Сайт о культуре и искусстве

Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Страница 1

просвещение культура символизм романтизм

Просвещение – необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании (естественного порядка), соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер в Германии.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда. Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588-1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как на вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму (1711-1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя – экономиста Адама Смита (1723-1790), заложившего основы классической политэкономии.

Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689-1755) страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его теория (разделения властей) оказала большое влияние на развитие конституционной мысли ХVIII – ХХ веков.

Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694-1778) выступал против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Его роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и скептицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев.

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). В (Рассуждениях о науках и искусствах, 1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе (Эмиль, или о Воспитании, 1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Новые направления ХIХ века
Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. ...

Становление и развитие советской системы образования и науки
В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом, накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов, немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздейств ...

Храмы Самары
Недавно для нашей группы была организована экскурсия по храмам Самары. На ней нам рассказали много интересного про духовное начало нашего города. Мы объехали несколько красивейших храмов. Каждая остановка вызывала у всех ребят разные чувс ...