Феномен демократической экономической культуры
Демократическая экономическая культура представляет собой взаимодействие, взаимоопосредование, взаимную адаптацию разделенных (корпоративных) смыслов, ценностей, норм, идеалов, институциональных (гуманитарных) механизмов, регулирующих и уравновешивающих различные формы хозяйственной деятельности и экономического поведения.
Наиболее рельефно сущность демократической культуры проявляется в самоорганизуемых (по методу А.В. Чаянова) кооперативах с долевой формой собственности и в объединяющих их многопрофильных корпорациях со смешанным капиталом и с элементами трудовых неэксплуататорских укладов хозяйствования. Демократического типа корпорации функционируют пока, так сказать, в узколокализованных экономических пространствах.
Среди слагаемых демократической экономической культуры социально-экономические компоненты соответственно играют ведущую роль. Но от этих компонентов, как показали в своих работах немецкие ученые П. Верхан и П. Козловски, неотделимы ориентирующие на достижение реального гуманизма векторы правовой, управленческой (предпринимательской), нравственной, религиозной, эстетической, интеллектуальной культур. Самое главное в демократической экономической культуре - это интегрируемые совместные ценности и нормы, которые объединяют организаторов и исполнителей в сфере производства и быта в сплоченную коллективную общность. Сила и продуктивность последней во многом определяется корпоративным, этическим началом, складывающимся в неформальном («горизонтальном») экономическом общении и поведении. Такой тип общности сложился в свое время, например, в межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза», основанном выдающимся врачом, прозорливым экономистом, истинным демократом Святославом Федоровым. Хотелось бы надеяться, что социально-экономический менталитет белорусов позволит извлечь уроки из российского эксперимента.
«Элитарные зерна» корпораций с демократическими формами собственности, нравственно возвышенными дружескими трудовыми отношениями рассеяны по всему миру в виде кооперативных и кооперативно-акционерных народных предприятий и объединений. Подобные предприятия и объединения выявлены (в ряде западных стран «второго эшелона») и типологизированы американским экономистом и политологом Р. Далем. Их росту будет способствовать вариативная реализация охарактеризованных экономистом П. Верханом принципов индивидуальности, солидарности, общего блага, субсидиарности. Под субсидиарностью понимается преимущественное право индивида по отношению к обществу, нижестоящих (по материальному жизненному уровню) слоев - по отношению к вышестоящим, бедных стран - по отношению к богатым державам и т.д.
Белорусы исконно предрасположены к последовательному и полному проведению в жизнь подобных принципов. Они органично сочетают в своем социально-экономическом менталитете хозяйственную автономию, стремление к экономической самостоятельности с устойчивой склонностью к добровольной избирательной кооперации в прочные трудовые союзы. Такие союзы создают «прозрачный» долевой капитал, механизмы обращения и функционирования которого были подробно охарактеризованы А.В. Чаяновым в 1920-х гг. в работах, посвященных исследованию форм демократической кооперации.
Белорусы и представители национальных меньшинств, этнически смешанных групп ментально готовы превратить обновленную кооперацию в основу оптимизации организационно-экономических структур в ряде отраслей народного хозяйства. В будущем необходимо в соответствии с межнациональным социально-экономическим менталитетом осуществить в промышленности и строительстве прочное соединение добровольного объединения с усовершенствованным акционированием; в сфере сельского хозяйства - постепенно нарастить постчаяновские производственно-торговые кооперативы с замкнутым экономическим циклом (И внутренним потреблением относительно дешевых товаров).
Согласно точному замечанию А.В. Чаянова, сами работники определяют сущность своей кооперативной организации. Кооперативное предприятие «никогда не может являться самодовлеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними и только перед ними» (курсив А.В. Чаянова). Начиная с торгово-сбытовой интеграции, мелких семейно-товарных хозяйств и кончая крупными производственными объединениями, ориентированными на самостоятельный сбыт производимой продукции, формы корпоративной ассоциации организуются на сугубо добровольных началах в порядке свободного волеизъявления их членов и коллективных субъектов. Эти дифференцированные организационно-экономические формы со временем охватят как бы единой сетью хозяйственно-культурные ареалы города и деревни.
Рекомендуем также:
Характеристики цвета
Различать цвета и соединять их в гармоническое единство художнику помогает знание их характеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность.
Цветовой тон – это сущность цвета, его определение. ...
Одежда
Костюм всегда был и остаётся в сфере влияния художественного стиля эпохи, который в свою очередь формируется в результате различных исторических процессов. Поэтому история костюма несомненно имеет большое значение в исследовании повседнев ...
Украшательство мебели
О высоком уровне мебельного искусства уже в эпоху Древнего царства говорят находки в потайной усыпальнице царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса. Здесь были найдены балдахин, ложе-кровать, паланкин, два кресла с подлокотниками и ларь, б ...