Сайт о культуре и искусстве

Темы и сюжеты

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле » Темы и сюжеты

Страница 1

В готическом витраже мы видим общие философские и эстетические принципы. Композиция изображения строится на мыслительной, символической связи. Сопоставляются элементы изображений витражей по их духовным и символическим соотношениям этих элементов и по принципам религиозной иерархии, а так же по требованиям орнаментального ритма. Верх и низ в таком изображении означают не пространственные категории, а только символически-орнаментальные строи.

Совершенно особое значение при такой композиции пространства приобретают рама изображения и его фон, от того, к которому привыкло наше зрение. Здесь рама не обозначает границ пространства, она является неким символическим знаком. Поэтому изображение может пересекать раму в разных направлениях, выходить из неё или же разлагаться на несколько самостоятельных обрамлений.

Основная тематика готических витражей – религиозная. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Нередко мастера изображают самих себя за работой. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

Основные цвета раннеготических витражей - горячий красный и «потусторонний синий». Сияние сапфирового цвета, поглощающего красный, составляет основную притягательную силу этих произведений. Главенство синего напоминает о декоре мозаик, как, например, в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Этот цвет обозначает небесную сферу иного мира. Отблеск рубинов в таинственном сиянии символизирует пыл души, охваченной любовью. Витраж использует по большей мере цвета относящиеся к локальным, то есть чистые, несмешанные, непреломлённые. В нашем представлении такие цвета ассоциируются с определёнными предметами как их объективные, неизменные свойства (синее небо, зелёная листва, красное пламя).

Как правило, сюжетные изображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней части окон. Также распределена и цветовая нагрузка. Светлые гризайльные стёкла концентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма.

Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромные оконные пространства давали возможность применять расписные стекла больших размеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственно в оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей.

В соборе Бурже на витраже изображено начало притчи о блудном сыне, где в облике аристократа XIII века представлен герой библейской притчи, который восседает на серой лошади, держа на запястье сокола. Одет он в роскошный плащ с меховой подбивкой, струящийся мягкими складками. В больших квадрифолиях и маленьких медальонах изображены дальнейшие события притчи. Орнамент заполняет промежутки между этими сценами, а сам витраж обрамлен бордюром из пальметок. Такая интерпретация библейской притчи рассчитана на правящие классы. Для аристократа того времени падение блудного сына до жалкой участи свинопаса внушало ужас и омерзение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Мамонтовская опера
9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра Леознова Савва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, которая стала началом великого преобразования сцены. Московская частная р ...

Монтаж, создающий ритм
" Мысль художника, его идея, его видение мира, выраженное в отборе и сопоставлении кусков экранного действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде". Такое определение монтажа дал кинорежиссер М.И. Ромм. В переводе ...

Детство как самостоятельный аспект культуры
Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого ...