Сайт о культуре и искусстве

Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в

Другое » Культура Российской империи в XVIII веке » Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в

Страница 2

В лучших своих произведениях художнику удалось выразить дух бурной и противоречивой петровской эпохи. Стремление к правдивости изображения проявилось и в последнем натурном портрете императора «Петр I на смертном ложе». Иван Никитин мастерски передал величие и драматизм образа усопшего царя. Кроме того, он добился эффекта отражения пламени свечей на одежде и лице почившего самодержца. Художник словно почувствовал, что со смертью Петра закончилась целая эпоха в истории России, краткая и бурная, как природная стихия.

Заметной фигурой в русской живописи был А.М. Матвеев (1701–1739), учившийся искусству в Голландии. Наиболее известные из немногочисленных сохранившихся его работ – «Аллегория живописи» и «Автопортрет с женой» – первый автопортрет в русской живописи. Очень выразителен сам Матвеев – молодой, исполненный энергии, с живым и острым взглядом. На обороте картины сохранилась характерная надпись: «Матвеев Андрей, первый русский живописец и его супруга. Писал сам художник».

Многие мастера XVIII в. еще находились под впечатлением предшествующего художественного наследия. Это придавало особое своеобразие их живописи. Так, в работах А.П. Антропова (1716–1795) заметно влияние доминировавшего долгое время в портретной живописи парадного направления, которое зародилось в допетровской Руси. Празднично красочен портрет донского атамана Ф.И. Краснощекова, он насыщен звучными, усиливающими друг друга цветовыми тонами. Работая над портретами М.А. Румянцевой и А.М. Измайловой, Антропов старался показать цельные и яркие характеры, типичные для русского общества своей эпохи. Однако наряду с несомненными достоинствами картин Алексея Антропова нельзя не заметить отдельные недостатки: до конца не преодоленную плоскостность форм, статичность контуров и излишнюю увлеченность декоративными элементами.

Среди русских художников XVIII в. было немало выходцев из низов. Например, талантливый живописец И.П. Аргунов (1729–1802) являлся крепостным графа Н.П. Шереметева. В отличие от Антропова, он избежал влияния парсунной традиции. Работы Ивана Аргунова близки европейской, главным образом барочной, живописи. Одновременно он воспринял принципы русского портретного искусства, в котором уже просматривалась реалистическая направленность. К лучшим работам художника, отмеченным живым интересом к человеческой личности, относятся портреты Шереметевых, И.И. Лобанова-Ростовского, К.А. Хрипунова, портрет жены художника, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Большую роль в русском искусстве второй половины XVIII в. играла петербургская Академия трех знатнейших художеств (1757). Здесь учили живописи, скульптуре и архитектуре. Создание Академии художеств стало важной вехой в истории культуры России. У нее появился свой, отечественный центр профессионального художественного образования, не уступавший лучшим европейским академиям. Здесь начинали многие известные художники.

Господствующим направлением в академической живописи являлся классицизм – европейский стиль, который рассматривался как возврат к античности и подражание Рафаэлю. Согласно теории и канонам русского классицизма, приоритетным «высоким штилем» в живописи считался исторический жанр; в нем доминировали батальные композиции, аллегорические изображения торжественных въездов царственных особ и т.п.

Помимо собственно исторической тематики он включал нравоучительные сюжеты из античной мифологии, библейских сказаний. И если портрету, особенно групповому, классицизм находил место, то пейзаж, натюрморт и бытовая живопись расценивались им как второстепенные жанры.

Одним из питомцев Академии художеств и ярким представителем обращенного к историческому прошлому, «дидактического» жанра был A.П. Лосенко (1737–1773). Для его работ характерно стремление соединять принципы классицизма с национальным колоритом. Первым масштабным историческим произведением в русской живописи стало полотно Лосенко «Владимир и Рогнеда»: князь Владимир изображен перед неутешно горюющей полоцкой княжной Рогнедой, которую он осиротил, убив ее отца и братьев, и насильно взял в жены. С помощью приемов академического классицизма художнику удалось показать сложные и противоречивые характеры.

На фоне развития исторической живописи, а также тяготевших к протореализму натюрморта и пейзажа ведущим в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII в. оставался портретный жанр.

Оригинальным мастером этого жанра являлся Ф.С. Рокотов (1735–1808). Очень скудны сведения о жизни мастера и его моделях. Более трети всех произведений художника – портреты неизвестных. Федор Рокотов предпочитал простые композиции. Основное внимание он уделял человеческому лицу как средоточию всех переживаний и даже отказался от прямоугольных холстов, предпочтя им овальные. Вершиной творчества художника стал интимный лирический портрет, с которым связаны наиболее значительные успехи мастера и в котором особенно ярко проявился его авторский стиль (портреты графини Е.В. Санти, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой, B.Е. Новосильцевой). Необычайная выразительность цветовой палитры Рокотова ставит художника в число самых выдающихся колористов XVIII в.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации
Один из подходов к сравнительному описанию культур состоит в определении типичных и нетипичных, допустимых и недопустимых деятельностей, свойственного носителям той или иной культуры. Если состав культуры понимать как «принятую в данном о ...

Культ мужского и женского начал в Древнем Китае
Загадка плодородия, таинство рождения занимали умы людей еще с эпохи первобытности. Стимуляция плодородия и размножения как самого человека, так и средств его существования (животных и растений) была едва ли не важнейшим из сознательных д ...

Романский стиль в архитектуре
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгр ...