Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в
Выдающимся мастером русского классицизма был В.И. Баженов (1738–1799). Следование основным принципам классицизма у него органично сочеталось с использованием элементов античного наследия, а также предшествующих форм отечественной и западной архитектуры. Для проектов Баженова характерна усложненность планового и объемно-пространственного решения (дом Пашкова в Москве, здания Инженерного замка в Петербурге).
Одним из самых типичных представителей классицизма являлся М.Ф. Казаков (1738–1812), который считается ярким представителем московской архитектурной школы. Созданные им здание Сената в Кремле, Колонный зал Дворянского собрания, Голицинская больница воплощают идеи гармонии, спокойствия и внутреннего совершенства.
Для многочисленных общественных зданий, спроектированных Д. Кваренги (1744–1817), характерны подчеркнутая рациональность плановых и объемно-пространственных решений, скупость деталей, строгость и замкнутость архитектурной композиции. На творчестве этого мастера явственно сказалось следование европейским традициям классической архитектуры и обращение к памятникам античной Греции и Древнего Рима. Торжественностью и величавостью отмечены воздвигнутые им здание Академии наук в Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.
Простота композиции и лаконизм форм присущи и зданиям, построенным по проектам И.Е. Старова (1745–1808). Но здесь простота сочетается со свободой в обработке объема и отдельных элементов конструкции. Строгая рациональность несколько смягчается декором. Об этом можно судить по зданию Таврического дворца в Петербурге – лучшего творения Старова, облик которого исполнен теплоты и уюта.
Творчество Ч. Камерона (1730-е гг.–1812) отличал тонкий лиризм, умение создать ощущение светлой гармонии соединением архитектурного ансамбля с окружающим ландшафтом. Лучшие его работы связаны с пригородными усадьбами Царского Села и Павловска, где он смог наиболее полно воплотить свои идеи. Произведения Камерона отличали стройность пропорций, нежность световой гаммы, изящество декора.
Длительное господство классицизма в России свидетельствует о его органичном совпадении с социально-культурными потребностями и эстетическими предпочтениями российской элиты. Отчасти данный стиль служил средством художественной идеализации «регулярного государства». Образ Петербурга в первую очередь связан с великолепными ансамблями классицизма, придающими городу тот «строгий, стройный вид», который вдохновлял Пушкина. Классицизм стал в России подлинно национальным стилем.
Скульптура. С началом Петровской эпохи открылась возможность ускоренного развития русской скульптуры. Царские дворцы и дома знати украшались круглой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока появятся отечественные скульпторы, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры, приглашал иностранных специалистов.
Русская пластика первых десятилетий XVIII в. ограничивалась главным образом декоративной резьбой для церквей и рельефами не слишком высокого качества. Исключение составляли работы И.П. Зарудного, среди которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора, и рельефы д. Шлютера для Летнего дворца Петра I.
Искусство ваяния в первой половине XIX в. поднял на новую высоту Б.К. Растрелли (1675–1744). Он внес значительный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные композиции, в том числе и в украшение Большого каскада в Петергофе. В 1720-е гг. оригинальные барельефы Б.К. Растрелли и А.К. Нартова украсили фигуру триумфального столпа в память о Северной войне.
Самое замечательное в наследии Б.К. Растрелли – это скульптурные портреты. Он много работал над образом Петра I. Так, в 1723 г. скульптор создал бронзовый бюст императора, в котором подчеркнул ум, волю и энергию царя. Наиболее выразительным произведением последнего периода творчества Растрелли стал парадный портрет «Анна Иоанновна с арапчонком», в котором барочная монументальность и декоративность приобретают гротескные очертания.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась развитием искусства ваяния, главным образом основных его видов – рельефа, статуи, портретного бюста.
Крупнейшим русским скульптором этого времени, непревзойденным мастером психологического портрета являлся Ф.И. Шубин (1740–1805). Он выработал разнообразные и убедительные приемы для передачи в бронзовых и мраморных статуях конкретного человеческого лица с учетом возраста, пола и иных особенностей модели. Никогда не повторяясь в решениях, скульптор каждый раз находил и своеобразную композицию, и особый ритмический рисунок, идущий не от внешних признаков, а от характерологических черт личности изображаемого им человека («Портрет неизвестного»).
Портретирование с натуры оставалось для Федора Шубина основной линией творчества. Пристально вглядываясь в свои модели, скульптор стремился каждый раз изобразить с максимальной точностью конкретного человека, подчеркивая неповторимые особенности его облика. Он умел художественно ярко выразить духовную глубину, неповторимое индивидуальное своеобразие личности через подчас внешне неброские и далеко не идеальные черты портретируемого. Достоверность и убедительность образов характерны для бюстов А.А. Безбородко, В.Я. Чичигова, И.И. Бецкого, Павла I, посмертного портрета М.В. Ломоносова. Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. В его работах реализм сочетался с элементами классицизма. Особенно наглядно это выразилось в портретах Екатерины II.
Рекомендуем также:
Импрессионизм как направление в искусстве
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимол ...
Фаустовский тип культуры
Фаустовский тип культуры - условное название европейской культуры, распространенное с 20-х гг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна из восьми осн. мировых культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т. ...
Сад Тэнрюдзи
Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном ...