Сайт о культуре и искусстве

Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в

Другое » Культура Российской империи в XVIII веке » Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в

Страница 1

XVIII в. – переломная эпоха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны жизни, государственное устройство, экономику, идеологию, общественную мысль, науку, художественную культуру. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала социально-культурный опыт европейских стран, достижения в области искусства и архитектуры.

Позднее (по сравнению со странами Западной Европы) вступление русской художественной культуры в эпоху Нового времени обусловило ряд специфических особенностей ее развития. На протяжении XVIII в. русское искусство влилось в общеевропейское русло и прошло путь, на который многие страны затратили несколько веков. Стили и направления европейского искусства, последовательно сменявшие одно другое, в России существовали почти одновременно. В середине столетия повсеместно распространилось барокко. За периодом доминирования развитого «пламенеющего» барокко и краткой вспышкой рококо наступило время расцвета классицизма, который преобладал с последней трети XVIII в. до 1830-х гг.

Изобразительное искусство. В первой четверти XVIII в. искусство заняло принципиально новые позиции в жизни общества, оно стало светским и расценивалось как общегосударственное дело. Новые идеи и образы, жанры и сюжеты, образцы секуляризированной живописи и скульптуры разрывали оболочку средневековой замкнутости, косного религиозного мировоззрения. Обновленное русское искусство выходило на общеевропейский путь развития, вытесняя старую художественную систему.

В живописи начала столетия в первую очередь появлялись и развивались жанры, в которых нуждалось государство: «персоны» и «гистории». К первым относились портреты, под вторыми подразумевались весьма разнородные произведения – баталии, мифологически-аллегорические композиции, декоративные панно, картины на религиозные сюжеты. Понятие жанра в первой четверти XVIII в. еще только складывалось.

Примером связи искусства с жизнью России тех лет служит гравюра – самый распространенный, оперативно откликающийся на происходящее вид искусства. Она использовалась при оформлении и иллюстрировании книг, но создавались и самостоятельные станковые листы. В таковых преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж, что было актуально для воевавшей и строившей Петербург России. Петр I приглашал в страну иностранных граверов, преимущественно из Голландии. Крупнейшим русским гравером XVIII в. был А.Ф. Зубов (1682–1749). Наиболее известная его гравюра – «Гангутский триумф». Центральное место в живописи постепенно заняла картина, написанная маслом на светский сюжет. Новая техника и новое содержание требовали специфических приемов и образной системы выражения. Древнюю, отшлифованную веками отвлеченно-символическую технику иконописи сменили иные выразительные средства: материальная плотность письма и зрительно осязаемая форма предметов, достоверно передававшие их объем, массу, цвет, фактуру; линейная и воздушная перспектива, создававшая на двухмерной плоскости впечатление глубины реального пространства; светотень, которая придавала изображению жизненность и убедительность подчеркивала объемность фигур и предметов. Иными словами, это уже была живопись в ее современном понимании, в которой к середине XVIII в. выдвинулся жанр портрета.

В станковых картинах предпочтение вначале отдавалось портрету во всех его разновидностях: камерному, парадному, в рост, погрудному, двойному, групповому. В портрете XVIII в. проявился исключительный интерес к человеку. Уже в портретах так называемой Преображенской серии (портрет Якова Тургенева и др.), еще походивших на парсуны прошлого столетия, заметно пристального внимание к человеческому лицу.

Петр I торопился вырастить отечественных мастеров. Он ввел пенсионерство (обучение художников за государственный счет), отправлял наиболее талантливую молодежь учиться за границу.

В числе первых российских художников-портретистов, поощряемых царем, был И.Н. Никитин (ок. 1690–1742). Никитину доверяли писать портреты членов царской семьи (царевны Натальи Алексеевны – сестры Петра I, Прасковьи Ивановны – его племянницы, цесаревны Анны Петровны), что говорит о признании таланта художника. В творческом наследии Никитина можно особо отметить две работы, не имевшие равных в русской живописи того времени, – портреты Петра I и напольного гетмана.

Первый из них помещен в круглой раме и отличается необыкновенной выразительностью и простотой. Российский император изображен без атрибутов высшей власти (многие европейские портретисты, напротив, злоупотребляли выписыванием символов избранничества). Решительный взгляд, крепко сжатые губы, энергичный поворот головы – признаки могучей воли, неистовости и страстности натуры Петра.

Другой портрет – «Напольный гетман». Он впечатляет редкой для искусства того времени психологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана, в его внимательном, настороженном взгляде нет ничего парадного, показного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Взаимосвязь игры и искусства
Внешним признаком глубокопсихологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою. Игра лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы, т ...

Воронихинские колоннады
По обе стороны канала, замыкая площадь перед Большим каскадом, расположены изящные павильоны, так называемые Воронихинские колоннады. На гранитном основании покоятся гранитные лестницы с установленными по бокам фигурами лежащих львов. Они ...

Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...