Социальное партнерство библиотек
Уровень профессионального развития, информационные ресурсы, материальная база библиотек должна соответствовать задачам и целям, стоящим перед ней как перед участницей социального партнерства. Сильные стороны внутреннего потенциала взаимодействующих субъектов должны дополнять друг друга и способствовать обоюдному развитию. [6]
Общероссийский проект «Корпоративная полнотекстовая база данных “Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации”» (далее - Проект) реализуется в рамках основных направлений деятельности Российской национальной библиотеки как всероссийского научно-методического центра в сфере библиотечного дела. Проект осуществляется в партнерстве с Центральными библиотеками субъектов РФ, при поддержке Российской библиотечной ассоциации. Оператором проекта является Научно-методический отдел библиотековедения РНБ.
Участниками проекта могут стать все центральные библиотеки субъектов РФ. Проект нацелен на активизацию обмена данными в профессиональной среде, развитие общедоступной системы взаимодействия библиотек на основе сетевой кооперации. ЦБ субъектов РФ получат новые возможности для решения актуальных задач, среди них: проведение сравнительного анализа состояния библиотечного дела региона, изучение опыта работы и инноваций других библиотек, сокращение трудовых и финансовых затрат на поиск полнотекстовой информации. Это может положительно сказаться на качестве работы не только ЦБ субъектов РФ, но и на состоянии библиотечного дела страны в целом.
Представляемый Проект является новым этапом работы над базой данных «ЦБ субъектов РФ», которая ведется с 2002 года Научно-методическим отделом библиотековедения РНБ. Подготовлен пакет документов по проекту:
Соглашение о сотрудничестве,
Положение о Корпоративной полнотекстовой базе данных “Центральные библиотеки Российской Федерации” (далее – КБД),
Список документов (текстов), предоставляемых Библиотекой-участницей Проекта,
Визитная карточка ЦБ субъекта РФ,
Положение о Наблюдательном совете.
В них заложен организационно-правовой механизм реализации Проекта на основе добровольного сотрудничества его участников. Для Библиотек-участниц предусмотрены широкие права: получать полный доступ к ресурсам базы данных, определять условия доступа пользователей к полнотекстовым документам, участвовать в управлении ресурсами КБД.
Библиотекам-участницам Проекта предлагается пополнять базу данных уже созданными ими документами. Это тексты неопубликованных документов и малотиражных изданий: региональных и локальных нормативно-правовых актов, отчетов, обзоров деятельности муниципальных библиотек региона, методических рекомендаций и др. Единственный документ, который составляется специально для КБД – визитная карточка ЦБ субъекта РФ. Она имеет вид анкеты, заполняемой в личном кабинете Библиотеки-участницы проекта на сайте КБД.
Разрабатывается новый интерфейс сайта КБД, позволяющий более эффективно использовать ресурсы базы данных. Будут публиковаться обзоры поступлений в КБД, информационно-аналитические материалы по актуальным вопросам развития библиотечного дела.
Результатом реализации Проекта станет полноценный профессиональный ресурс, позволяющий анализировать состояние и перспективы развития библиотечного дела в стране. Такой ресурс особенно актуален сегодня, в период масштабных преобразований библиотечной отрасли. [8]
Работа по поддержке чтения в США начала проводиться гораздо раньше, чем в других странах, еще в 1950-е гг., и начали ее сами издатели. В 1972 г. был создан Национальный книжный комитет, стала проводиться Национальная книжная неделя. А в 1977 г. начал свою деятельность Центр книги Библиотеки Конгресса. Дж. Коул, который является создателем сети Центров книги и чтения в США (чье число постоянно растет и уже достигло 50), отметил, что национальная сеть проектов по продвижению чтения в стране базируется в основном на частной, а не на государственной основе. Правительство помогает очень мало, и его финансовая помощь очень ограничена. В Американской библиотечной ассоциации существует специальный отдел, который занимается привлечением политиков к лоббированию интересов библиотек на государственном уровне. Как национальные, так и региональные проекты финансируются преимущественно за счет частной и общественной инициативы. Поэтому особое значение имеет поиск партнеров и стимулирование партнерских отношений. Количество таких партнеров достаточно велико как внутри страны, так и за рубежом.
Центр книги Библиотеки Конгресса организует ежегодные общенациональные кампании по стимулированию интереса к чтению и библиотеке, добиваясь участия в них широкой публики. Специалистами разработаны модели проведения такого рода кампаний и технологии по стимулированию чтения. В кампании «Письма о литературе», напр., принял участие 41 центр книги, 46 тыс. учеников 4—7 классов написали письма известным писателям. В этих письмах дети поделились своими впечатлениями от прочитанных книг, рассказали о том, какое влияние оказали эти книги на их жизнь. Конкурс на лучшее письмо проходил в три этапа. Сначала лучшие письма были выбраны в каждом штате. Потом шесть победителей были приглашены на Национальный книжный фестиваль. Финансировали проект частные фирмы. В настоящее время проводится кампания под названием «Американские истории».
Рекомендуем также:
Возникновение античного театра
Быстрой стопою приди, о владыка, к давильному чану
Руководителем будь нашей работы ночной;
Выше колен подобравши одежду и легкую ногу
Пеной смочив, оживи пляску рабочих своих.
И говорливую влагу направив в сосуды пустые,
В жертву леп ...
Социальное
партнерство библиотек
Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов ...
Личная жизнь
Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку.
Удивительно, но Вицин ...