Сайт о культуре и искусстве

Предназначение Версальского дворца

Другое » Художественный ансамбль Версаля » Предназначение Версальского дворца

Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его изысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество, повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.

К моменту начала знаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь уже существовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример более скромным. Среди архитекторов королевства был объявлен конкурс на лучший проект обновления маленького охотничьего замка. Вскоре архитектором Версаля был назначен Л. Лево, и вообще Людовик XIV (за свой счёт) нанял Л.Лево – «первого архитектора короля» и А. Ленотра – «первого королевского садовника». Стараниями архитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец. Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенно утверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворца примечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди его строго вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтным архитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветами многочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мысли XVII века.

И для строителей Версаля это был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы над королевской резиденцией, имели возможность "потренироваться" на строительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегося за стремление к королевской роскоши положением и свободой.

Постоянно жить в театральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могут даже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Более простыми и скромными, а главное - уютными.

Зодчие Возрождения любили фантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечение утопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальным городом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайной линии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано и подчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки, впрочем, тоже.

Людовик XIV любил театр. И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Но для него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль - мир короля-солнца…

Ансамбль Версаля (Château de Versailles,1661-1708 гг.) - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию.

Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами.

Присущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства реализуется здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта, переходящего в естественный лишь за границей основной перспективы.

Рекомендуем также:

Культура Среднего царства
Культура Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания пре ...

Русский балет
Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство при царе Алексее Михайловиче. Первым русским балетом считается Балет об Орфее и Евридике (1673, муз. Г. Шютца, балетмейстер Н. Лим, Комедиальная Хоромина в селе Преображенско ...

Пирамида Хефрена
Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Как и пирамида Хеопса , пирамида Хефрена причислена к семи чудесам света. Высота пирамиды - 136,5 м. (изначальнопирамида была выше) и это единственное из строений, на вершине к ...