Социальное партнерство библиотек
Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к ее решению. Тем не менее, все они преследуют одни и те же цели: сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития как отдельной личности, так и общества в целом. Во всех странах существует тенденция к объединению усилий государства и различных общественных организаций, т. к. наиболее эффективная работа возможна только в тесном взаимодействии.[10]
Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15-20 лет, свидетельствуют о явном сужении сферы чтения, утрате широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение того, что читают дети и подростки и т.п. Это, впрочем, вполне соотносится с общемировой тенденцией. Так же, как и во многих развитых странах мира, российские специалисты пытаются противостоять негативным явлениям. Однако, к сожалению, в отличие от стран, где существует традиция государственной поддержки чтения, современная государственная политика России в этой области только формируется. Как правило, государство пока поддерживает (прежде всего, финансово) «статусные» мероприятия (фестивали, ярмарки, книжные салоны и т.п.), адресованные, по сути дела, прежде всего издателям, книготорговцам, библиотекарям и др. специалистам в области чтения; при этом проблемы интересов и потребностей самих читателей остаются в тени. Между тем, именно в ориентации на читателя заключается суть успеха британской концепции развития и поддержки чтения, признанной одной из наиболее эффективных в мировой практике.
Следует сказать, что в советской России (СССР) существовал значительный исторический опыт участия государства в распространении чтения. Наиболее массовая кампания прошла практически сразу после революции 1917г., а затем в 30-е гг. в рамках борьбы с неграмотностью. «Недели», «месячники» пропаганды книги и библиотеки шли под лозунгом «Книгу с массы». Все эти кампании, возглавляемые, естественно, государством, носили в тот период и по содержанию и по форме ярко выраженный идеологический характер и рассматривали библиотеку и книгу преимущественно как «орудие политической борьбы», а собственно чтение – как способ включения в нее населения.
В 60-х годах в силу многих причин проблема привлечения к чтению снова оказалась в центре внимания государства. Но и в этот, конечно, уже значительно менее идеологизированный период книга, чтение рассматривались, прежде всего, как средство участия в «строительстве будущего» и т.д. В деятельности библиотек делался акцент на проведении массовых мероприятий. Во многом, эти мероприятия носили формальный характер, хотя, конечно, были и очень интересные встречи с писателями, были читательские конференции, заседания литературных клубов и т.п. Однако все эти мероприятия были направлены, как правило, тем, кто уже являлся читателем библиотеки.
Новое время принесло и новые проблемы, и новые возможности. Освобождение от идеологических задач позволило библиотекам посмотреть на проблему привлечения к чтению не с прагматической, как это было раньше, а с гуманистической позиции: показать ценность чтения для развития не только общества, но и, прежде всего, для формирования личности.
В годы «перестройки» российские библиотеки (особенно публичные) пережили кризис, связанный с уходом («исходом») читателя из библиотек. Библиотекарям пришлось многое переосмыслить, внести организационные изменения в работу библиотек, осознать свою общественную миссию, стать более активными, а также познакомиться с опытом работы библиотек других стран; другого пути, чтобы вернуть в библиотеку читателя, который также заметно изменился, не было. Впервые за многие годы российские библиотеки столкнулись с таким явлением, как «нечтение», корни которого лежат глубоко в социальной «почве»: в маргинальности взрослых, в заброшенности детей и т.д.
Решая свою профессиональную задачу – привлекая читателя в библиотеку – российские библиотекари поняли , что привлечение человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, к чтению, к жизни библиотеки, может значительно улучшить его положение в социуме, а также смягчить многие обострившиеся местные проблемы (например, проблемы социальной адаптации мигрантов, сирот, инвалидов и др). Было также осмыслено, что для развития личности, особенно юной, чтение имеет преимущество по сравнению с аудиовизуальной культурой. В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор – пропаганда) самих книг ( их авторов, тех или иных тем, составление библиографических списков, баз данных и т.д.), вслед за библиотеками других стран начинает выдвигать в качестве важнейшей и свою другую задачу – развитие самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как к удовольствию; здесь существенную роль начинает играть привлекательный облик библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.
Рекомендуем также:
Не святая троица
ЗА 10 ЛЕТ, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная встреча состоялась в 1957 году, когда Леонид Иович Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особог ...
Истоки русского балета – фольклорный танец
Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменя ...
Литература российского символизма
Российский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение B.C. Соловьёва о «душе мира»), однако обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с обществ, ...