Представление о духах
Ещё с древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явления природы с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа.
По китайским воззрениям, небо и земля населены самыми разнообразными божествами: добрыми и злыми, могущественными и слабыми, красивыми и безобразными. Характерной чертой восприятия духов была практически размытая грань между силами добра и зла, так называемая недифференцированность. Добрые духи шэнь и злые духи гуй мирно сосуществовали, им приносили жертвы, они подчинялись одним и тем же важным божественным персонам и Юйхуану шанди (Великий Нефритовый император). Строгого порядка по отношению к духам не было, одни и те же духи выступали под различными именами, разные божества ведали одним и тем же делом.
Люди почитали духов, которые властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Такими духами были, например, дух земли, дух деревьев, дух моря, дух гор, дух огня, духи луны и солнца. Эту роль (духов луны и солнца) могли исполнять божества-символы Тай-инь и Тай-ян, мифические персон Чан Э и её муж, легендарный стрелок Хоу И. Были и духи пяти планет, ими считались легендарные императоры древности. Так Хуанда был духом Сатурна, Байди – Венеры, Хэйди - Меркурия, Чиди – Марса, Цинди – Юпитера. Покровителем Юпитера также считался Тайсуй, божество полярной звезды.
Интересно, что большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 г., приписывались духу огня, хо-дэ, который сошел с неба на землю для стодневной прогулки. Говорили, что когда это зловещее божество вернется в свою обитель, пожары прекратятся.
Почетное место среди божеств, покровительствовавших силам природы, занимали божества гор, среди которых наиважнейшим было божество восточного пика горы Тайшань, т.к. под горой Тайшань был скрытый вход на небо, к Юйхуану шанди. Обычно духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгим выражением глаз.
Сами природные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственных сил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда не заглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время от времени темные полярные страны. Радуга воспринималась как большая змея, дугообразно перегнувшаяся над землей. Завывание ветра в ненастную погоду считали плачем бесприютных душ воинов, что пали на поле брани и не были правильно погребены.
На самом деле достаточно трудно даже приблизительно подсчитать, сколько божеств и духов «обслуживало» китайский народ. Не было ни одной сферы жизни и ни одного ремесла, где бы люди обходились без духовных покровителей. Примером божества-патронов могут служить Цзянь-тайгун покровитель рыбаков, Лу Бань – плотников, Яо-ван – медиков и т.д. Покровителями различных профессий со временем стали считаться и восемь даосских бессмертных, ба-сянь. Даже домашних животных охраняли свои божества, были покровители коров, лошадей, собак. Божества могли «специализироваться» в самых различных областях: доу-шэг – дух, защищающий от оспы; цзин-цюань – дух, охраняющий колодец, лэй-цзу – дух, ведающий громом; ма-мин покровитель шелковичного червя.
Китайские крестьяне глубоко почитали местного духа – туди. Туди подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Его изображали стариком в головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двух прислужников.
Общим уважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным старцем с высоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно помещали аиста, символ вечности, и оленя, счастья. В руках дух держал персик и жезл, которые также символизировали долголетие. У его ног располагались гранаты, красный цвет граната означал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображением духа долголетия наклеивались на стены жилых комнат, ведь считалось, что это может помочь изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучно жить.
Для гарантии от неприятных воздействий со стороны злых духов и сил в Китае существовала целая система оберегов, амулетов, стражей. Например, возле дома на шесте вывешивали петуха, на стене – изображали тигра, у входа во двор стояла каменная плита, преграждавшая прямой путь, ведь они, как известно всем в Китае, могут ходить только прямо. Мальчикам вшивали в одежду амулеты, а в младенчестве могли даже одеть в одежду девочки, чтобы злой дух перепутал и не польстился. Существовало представление о том, что главы демонических сил отвечают за своих подопечных. Поэтому специалистам по изгнанию злых духов приносились специальные жертвы.
Рекомендуем также:
Начало грандиозного строительства
версаль королевский франция садовый зал
Просто так королевские и царские резиденции не строятся никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создани ...
Движущаяся камера сопровождает движущийся объект
Это
наиболее сложная форма внутрикадрового движения. Видеокамера, более легкая по сравнению с кинокамерой и потому более мобильная, может врезаться в самую гущу событий, улавливать невидимые для обыкновенного наблюдателя важнейшие детали ...
Поиски и находки в создании святых образов
Васнецов пишет Поленовой о сюжетах своих росписей, ссылается на буслаевские работы. «На первом потолке над хорами западными я изображаю «Слово Божье» в виде юноши ангела, сидящего на облаках с животными евангелистов по сторонам, подножие ...