Северный Ренессанс
Со второй половины XV в. очагом художественной жизни стали северные провинции Нидерландов, особенно Голландия. В произведениях художников, работавших здесь, видна связь с народными поверьями, фольклором, стремление объять сферу не только прекрасного, изящного, возвышенного, но и мистического, мрачного, низменного. Эти черты воплотились более всего в аллегорически-религиозных, фантастических произведениях Хиеронимуса Босха (1460–1516), символическое искусство которого открывало в окружающем мире грозное царство зла, отражало пороки погрязших в разврате людей.
В таких картинах, как «Сад наслаждений», «Воз сена», «Искушение святого Антония» Босх рассказал о греховности жизни людей, выявил привидевшиеся ему неприглядные явления всеобщего разложения мира. Он «населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов . Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела», – отмечает искусствовед Н.А. Дмитриева.
С XVI в. в искусстве Нидерландов усилилось новое течение, решительно порывавшее со средневековым мировоззрением. В русле этого течения появились замечательные произведения Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530–1569), прозванного «Мужицким» за любовь к изображению простых крестьян и горожан, их праздников и повседневных занятий на фоне реалистических пейзажей («Крестьянский танец», «Охотники на снегу»).
Практически любой предмет, животное, человек на полотнах Брейгеля имеют некий потаенный смысл. Искусство Брейгеля глубоко афористично и метафорично. В нем присутствуют и философские раздумья, и едкая критика негативных социальных явлений. Горечь, ирония, гротеск пронизывают работы художника. Проникновенной заботой о будущем родины и обостренным сознанием людской недальновидности, пассивности, нежелания признать очевидное отмечена последняя картина мастера «Слепые». «Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах, их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. Но им всем быть там же – и это неизбежно. А пейзаж дышит миром и спокойствием, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться бедным слепым», – так комментирует полотно Н.А. Дмитриева.
Возрождение в Германии. В XV–XVI вв. Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.
К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.
В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).
Эразм Роттердамский родился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии, занимаясь издательской и комментаторской деятельностью. Его самая известная работа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротеском и тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность и двойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическая рассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескими поучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть над умами.
Гуманистическую литературу Германии отличает не столько гармония, сколько экспрессия. Очень велика в ней роль сатиры. Так, Себастьян Брант (1457–1521) в сатирическом произведении «Корабль дураков» изобразил глупцов разных сословий и профессий. Произведение включало множество народных пословиц и поговорок и содействовало становлению немецкого литературного языка. Мягким юмором, жизнерадостностью, непосредственностью и наивностью пронизаны стихи крупнейшего немецкого поэта и драматурга того времени Ганса Сакса (1494–1576). Его басни, песни, шванки и драматические произведения отражают ценностные ориентации бюргерства (благополучие, уют, устойчивый порядок).
Рекомендуем также:
Разбор пьесы У. Шекспира "Венецианский купец"
«Венецианский купец» - спектакль о цене слова, за которое необходимо отвечать. В данном случае оно преподносится автором и как обязательство, скрепленное подписью с печатью, и как обещание, данное на словах, и как озвученная угроза. Сюжет ...
Важность цвета в иконографии
Цвет в византийской иконописи выступает не только как декоративный элемент, но играет в ней ведущую роль. Будучи своего рода языком, икона стремиться выразить трансцендентный мир. Выбор цвета часто вытекает из Предания и в значительной ст ...
Древнеегипетская письменность
Создателем письменности древнее египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вел летосчисление и писал летописи; кА бог мудрости – создал письменность и счет, кото ...