Образы девушек в комедиях Менандра
Менандр в своих комедиях часто показывает только влюбленных юношей, о чувствах их избранниц он не упоминает, видимо, всем должно быть ясно, что, получив героя-молодца в мужья, любая девушка будет счастлива. Кроме того, по традиции по поводу брака договаривались родители, молодые часто даже не видели друг друга до свадьбы, тем более никто не спрашивал мнения девушки. Девушка должна была во всем слушаться родителей, кроме того, воспитанной девушке не позволялось разговаривать с незнакомыми мужчинами. В эллинистическое время обычаи понемногу начали меняться, но особой революции не было.
Мотив женитьбы по любви – новшество Менандра. Особенностью его творчества стало то, что он открыл положительные стороны у таких персонажей, которым в комедийной традиции были присущи только пороки, например, в комедиях «Третейский суд» и «Самиянка» изобразил благородных гетер. Другим нововведением стало выведение свободной девушки непосредственно на комическую сцену.
В комедии "Брюзга" действие происходит в маленьком аттическом селении Фила, где живет крестьянин Кнемон, озлобленный житейскими невзгодами на всех людей и презирающий весь человеческий род. Характер Кнемона столь тяжел, что от него ушла жена к своему сыну от первого брака Горгию, тоже бедному крестьянину. Кнемон остается вместе с дочерью и старой нянькой. Молодой человек из богатой семьи, Сострат, увидев случайно дочь Кнемона, влюбляется в нее и собирается на ней жениться. Однако сделать это не так-то легко. Вместе со своим параситом Хереем он является во владение Кнемона, пытается безрезультатно через своих рабов познакомиться с ним, сближается с его сыном, чтобы добиться руки девушки. Все напрасно. Однако влюбленному помогает случай. Кнемон попадает в колодец, и его вытаскивают Горгий и Сострат. Кнемон смягчается, мирится с Состратом и соглашается на брак дочери, а также на брак Горгия с сестрой прежде так им презираемого Сострата.
Девушка, дочь Кнемона на себе испытывает все капризы и причуды отца, но вместе с тем по-своему жалеет этого одинокого человека, она любит отца, переживает за него. О ее чувствах к Сострату ничего не сказано, но мы видим, что она получает в мужья благородного человека.
Действие другой комедии - "Третейский суд" - возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике Таврополий вступил в связь с некоей Памфилой. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная, что это та самая девица. В отсутствие Харисия она рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшийся же Харисий тоже не знает, что ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и с арфисткой Габротонон. Памфила же, удрученная тяжелыми семейными обстоятельствами, подкидывает своего ребенка чужим людям. Ребенок попадает сначала к рабу Харисия, а раб Харисия отдает его рабу приятеля Харисия. Рабы между собой ссорятся, так как раб Харисия хочет оставить у себя те вещи, которые были при ребенке, и между прочим перстень, потерянный Харисием и найденный Памфилой. В качестве третейского судьи оба раба зовут Смикрина, отца Памфилы, то есть тестя Харисия, тот присуждает вещи вместе с ребенком рабу, взявшему ребенка на воспитание. Но раб Харисия узнает по перстню подлинного отца ребенка, то есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, без труда доказывает Харисию, что этот именно их ребенок, Харисия и Габротонон. Оказывается, Габротонон тоже была на злополучном празднике Таврополий и даже помнит в лицо Памфилу, Габротонон все-таки все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем. Харисий, веря Габротонон, раскаивается в том преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротонон открывает тайну и ему.
Памфила в этой комедии представляет собой вариант образа преданной жены, готовой поддержать мужа в трудные минуты его жизни, эта женщина борется с отцом за право остаться вместе с человеком, который бросил ее ради наемной любовницы.
Отличается и образ Габротонон. Предшественники Менандра рисовали гетеру мало привлекательными красками: это алчная хищница, готовая разорить очередного вздыхателя и немедленно приняться за следующего, очень редко в ее характеристике звучали более мягкие тона. Ни в средней, ни в новой комедии не было фигуры гетеры, подобной Габротонон. Она не только берет на себя вымышленный грех, но и делает все от нее зависящее, чтобы примирить Харисия с женой и восстановить мир в их семье. «Она старалась, она дитя спасла, - В ней благородство есть!», - говорит в конце Симий, друг Харисия, подчеркивая положительную роль умной и доброй рабыни. Таким образом, Менандр показывает, что порядочность не есть привилегия знатных и богатых, даже люди самого низкого положения могут и должны быть честными и благородными.
Рекомендуем также:
Футуризм в музыке
а) Стравинский («Петрушка»)
В отличие от русской живописи футуризм в музее проявлялся не так ярко и связан, прежде всего, с имеем Стравинского.
Большую роль в судьбе Стравинского сыграло его знакомство с С. П. Дягилевым. Дягилев предлож ...
Растоманы
О субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками м ...
Влияние религии на восточную культуру и творчество
Дзен можно назвать внутpенним искусством и дизайном жителей Востока. Коpни его были заложены в Китае Бодхидхаpмой, котоpый пpишел в Китай из Индии в 6 веке [592г.]. Дзен описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и ...