Новгородская архитектура
После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. В Новгороде не было возведено ни одного монументального здания. Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов.
В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгорода построили церковь Благовещения – это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный от остального помещения нартекс, а к северо-западному углу храма примыкала прямоугольная в плане лестничная башня.
Дальнейшее развитие новгородского зодчества происходит в Пскове, где одна за другой возводятся четыре монументальные постройки – Троицкий собор, собор Ивановского монастыря, церковь Дмитрия Солунского и Спасский собор Мирожского монастыря. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз – в XIV в., а в конце XVII в. снесен. Однако в соборе Ивановского монастыря, сохранившемся до наших дней; явно заметно развитие тех новшеств, которые наметились в предшествующих новгородских памятниках, и в первую очередь в соборе Антониева монастыря. Ивановский собор отличается более приземистыми пропорциями. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Храм увенчан тремя главами, эти главы расположены симметрично и не имеют функционального значения, являясь лишь данью традиции. Существенное новшество лестница для подъема на хоры, проходящая не в башне, а в толще стены.
В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году, появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194 г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
Строительство идет полным ходом, храмов воздвигается даже больше, чем прежде, но это уже не соборы-титаны, а кряжистые одноглавые домовые церкви, менее парадные, интимные, но продолжающие и развивающие новгородскую архитектурную традицию предельной лаконичности и могучей пластической выразительности.
Новгород в основном был деревянным городом, но из его памятников архитектуры дошли до нас только каменные. Да и многих из тех, что сохранили века, постигла горькая участь уже в нашу эпоху – во время Великой Отечественной войны. В груды развалин фашисты превратили такие прославленные памятники новгородского зодчества, как храмы Спаса-Нередицы, успения на Волотовом поле, Спаса на Кавалеве, Михаила на Сковороде, Благовещения на Городище. Памятники архитектуры были восстановлены советскими людьми. Любуясь ими теперь, мы преклоняемся перед упорным трудом, глубокими знаниями и пламенным энтузиазмом всех тех, кому мы обязаны их возрождением из пепла.
Рекомендуем также:
Символика цвета в христианской Западной Европе
цвет символика ислам гете
В отличие от восточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, ч ...
Священник Павел Флоренский о росписях Владимирского собора
Мнение ярого противника Православия поддерживает православный священник. П.А. Флоренский резко критикует работы Врубеля, Васнецова и Нестерова. При этом в кабинете Флоренского висели репродукции с васнецовских росписей. Один из упреков со ...
Промышленность
и торговля в г. Петергоф
Одним из старейших промышленных предприятий Петергофа является Петродворцовый часовой завод. Он был основан Петром I в 1721 году как Петергофская гранильная фабрика. Изделия фабрики хранятся в лучших музеях мира, таких как Версаль, Эрмита ...