Сайт о культуре и искусстве

Северный Ренессанс

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Северный Ренессанс

Страница 3

Деятельность немецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколения гражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этим объясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К. Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но и преимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям о средневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III). Осознав самостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлого германцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.

Культурное своеобразие Возрождения в Германии нашло художественно-образное отражение в искусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.

В течение своей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471–1528) работал в жанре портретной живописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография) и на меди. В творчестве художника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498). Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в его интерпретации приобрели злободневный смысл. От гравюр «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачной экспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость и отступить от края пропасти.

Французское Возрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.

В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.

В «Опытах» Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.

Претендовавшая на роль законодательницы вкусов и модных течений культура Франции XV–XVI вв. создавалась под покровительством монархов. Изящная, утонченная, аристократическая культура стала примерным образцом для многих европейских королевских дворов. Она была воплощением радости, изысканности и красоты жизни, вдохновляла на строительство чудесных дворцов и замков. Двор стал центром притяжения искусства и литературы. Желанными гостями здесь были ученые и философы. Сами короли – меценаты и знатоки искусства – нередко занимались сочинительством. Наконец, при дворе на самый высокий пьедестал была возведена женщина и сформировался идеал нового рыцарства.

В ренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры. Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, который в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальной смеховой культуры с гуманистическими идеалами и культом телесных удовольствий. Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.

Процесс формирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел ряд особенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций, подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафос придворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицали аскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французского Возрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь с младенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («Портрет Франциска I»).

Если в XV в. архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в. она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единства планировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки, зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчих прославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил и украсил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (который позднее достраивался и реконструировался).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Своеобразие «серебряного века»
«Серебряный век» — самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий ба ...

Каннский кинофестиваль
Каннский кинофестиваль считается лидером в европейском кино. Там можно увидеть самые современные тенденции европейского кинематографа, оценить моду и перспективы развития киноискусства в целом. С более утончённым вкусом, нежели пафосный и ...

Карнавал и маскарад как типы культуры
Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая принципиальная ориентация ...