Становление и развитие советской системы образования и науки
После освобождения республики от оккупантов началось восстановление материально-технической базы народного образования и самой системы обучения и воспитания. Гитлеровцы разрушили 6808 школьных зданий, сожгли и разграбили оборудование, библиотеки, вузовские аудитории, лаборатории и учебные кабинеты, уничтожили пособия. Вся страна помогала БССР возрождать систему образования, готовить кадры учителей. С 1949/50 учебного года республика смогла наконец перейти ко всеобщему семилетнему обучению. Лучшим выпускникам средних школ стали вручать золотые и серебряные медали.
В послевоенных условиях, при острой нехватке образованных кадров в республике выход был найден в налаживании сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи. В 1950/51 учебном году действовали 230 школ рабочей молодежи (30 784 учащихся) и 714 школ сельской молодежи (23 401 учащихся).
В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение уступило место обязательному восьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-интернаты, школы и группы продленного дня, учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершен переход ко всеобще му среднему образованию молодежи.
Количество средних специальных учебных заведений увеличилось со 102 в 1960 г. до 139 в 1985 г., а число учащихся в них соответственно – с 62,6 до 160,4 тыс. человек.
В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государственный театрально-художественный институт, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодежи при поступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения, школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олимпиады.
Развитие науки. Задачи индустриального строительства и научно-технической модернизации, вставшие перед новым обществом в послеоктябрьский период, требовали глубоких систематических научных исследований. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание в феврале 1921 г. Научно-терминологической комиссии при Наркомпросе БССР, основная задача которой заключалась в разработке белорусской научной терминологии. За два года комиссия выработала около 3 тыс. терминов для гуманитарных, естественных и математических наук.
Новым шагом в становлении белорусской науки стало открытие в начале 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульта), который должен был координировать научные изыскания в области культуры на территории республики, в том числе этнографические, заниматься целенаправленным изучением литературы, языка, национальной экономики, истории и др. По приглашению руководства республики в БССР приехали работать известные ученые В.Н. Ивановский, И.И. Замотин, М.В. Довнар-Запольский, В.Н. Перцев, Н.М. Никольский, Н.М. Щекотихин.
С накоплением опыта исследований к науке предъявлялись новые, более высокие требования, в том числе по внедрению исследовательских разработок в практику. В стране начиналась индустриализация, в обществе нарастали социальные и культурные изменения. На базе Института белорусской культуры 1 января 1929 г. была открыта Белорусская Академия наук. Ее первым президентом стал историк В.М. Игнатовский. В 30-е гг. в Академии наук был создан ряд научно-исследовательских институтов (философии, экономики, физико-технический, биологический), открылся в качестве одной из ее опытно-экспериментальных баз Центральный ботанический сад. Активизировалась подготовка научных кадров в академических институтах и высших учебных заведениях, в том числе через аспирантуру. В АН БССР научные исследования проводили видные ученые: химик Н.А. Прилежаев, почвовед Я.Н. Афанасьев, генетик и селекционер А.Р. Жебрак. Они занимались и преподавательской деятельностью, воспитывая способных учеников.
К сожалению, с конца 20-х гг. творческие достижения белорусских ученых тормозились необоснованными обвинениями и репрессиями. Жертвами беззакония стали С.М. Некрашевич, В.Ю. Ластовский, В.М. Игнатовский, И.3. Сурта. В 30–40-е гг. было репрессировано 143 сотрудника АН БССР. В условиях периодически проводившихся репрессий приходилось закрывать целые институты (философии и советского строительства, физико-технический).
Рекомендуем также:
Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...
Богородицкий дворец-музей и парк
Музей расположен на территории усадьбы конца ХVIII в., некогда принадлежавшей графам Бобринским. Музейные объекты ансамбля - дворец с 14 экспозиционными залами площадью 670 кв.м., 49 гектаров пейзажного парка и въездная башня. На заре рус ...
Аллегория в изобразительном искусстве
Аллегория как литературоведческий термин трактуется в словарях противоречиво и не точно, что во многом вызвано употреблением этого слова в разных сферах действительности.
В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение нев ...