Сайт о культуре и искусстве

Становление и развитие советской системы образования и науки

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Становление и развитие советской системы образования и науки

Страница 2

При Политсовете Наркомпроса БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открывались школы и специальные пункты по борьбе с неграмотностью, а также школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения. В мае 1926 г. возникло общество «Долой неграмотность», которое возглавил председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков. К 1932 г. оно насчитывало 156 тыс. членов.

Проводились конференции по проблемам ускоренной ликвидации неграмотности и малограмотности, конкурсы-смотры ликпунктов и школ, месячники «За грамотность». Борьбе с неграмотностью посвящались организуемые комсомольцами культпоходы, культэстафеты и другие мероприятия. Но это нужное дело страдало от ряда недостатков: парадности, спешки, кампанейщины, высокого отсева обучаемых, не вполне качественных учебных программ и т.п.

С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате всех принятых мер грамотность населения Белорусской ССР в 1939 г. возросла до 78,9 %. Массовая неграмотность, по существу, была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась комплексная система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы сельской молодежи, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, рабфаки, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения.

Уже в октябре 1923 г. в республике начался переход к обязательному школьному обучению. В результате БССР первой из союзных республик в основном решила задачу обязательного обучения детей начиная с восьмилетнего возраста. Со второй половины 1932 г. была выдвинута на перспективу новая задача в области образования – всеобщее обязательное обучение молодежи в объеме семилетней школы.

Отмечая перечисленные достижения БССР в сфере образования и воспитания, нельзя не сказать о недостатках и ошибках. Некоторые из проводившихся педагогических начинаний и экспериментов были скороспелыми, не до конца продуманными, не все учителя имели специальную подготовку, не хватало хороших учебников, немало классов было перегружено (60–75 человек). Кроме того, репрессии 1930-х гг. коснулись и работников образования.

Перевод хозяйства на новые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельского хозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в 1918–1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческий институт в Горках (с 1925 г. – Белорусская сельскохозяйственная академия), открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось 25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов. Развивалось среднеспециальное образование: за годы второй пятилетки техникумы подготовили 19 678 специалистов.

Иначе обстояло дело на территории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопреки обещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, вело активную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознания белорусов, принижало самобытность их культуры. Закрывались белорусские школы, гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учреждениях и органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В 1937 г. была прекращена деятельность Товарищества белорусской школы и Союза белорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные права белорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитии белорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921–1939 гг.

Война, развязанная гитлеровской Германией против Советского Союза, нанесла тяжелый урон белорусскому народу, в том числе в сфере образования и науки. На оккупированной фашистами территории закрылись тысячи учебных заведений. Но и в суровых условиях войны велась учебная работа. Около 20 высших и средних специальных учебных заведений были эвакуированы. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил деятельность Белорусский государственный университет. В 1943/44 учебном году на шести его факультетах обучалось 289 студентов.

На оккупированной территории детей учили в подпольных и лесных школах, было организовано тайное домашнее обучение. Часть детей посещала так называемые «народные школы», созданные под контролем оккупантов. Среди работавших здесь учителей были и патриоты, с риском для жизни препятствовавшие «онемечиванию» учебных программ и продолжавшие гуманистические образовательные и воспитательные традиции.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Функции искусства
Функции искусства в его отношении к человеку. Поскольку человеком является и индивид, и вид — человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства к человеку имеет два масштаба — исторический и биографический. Анализ ист ...

Театр российского символизма
Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств — синтеза, взращённого мощным музыкальным началом Вагнера либо обладающего воздействие музыки Малларме, по словам Андре ...

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка ...