Отношение М.В. Нестерова к русскому искусству
Михаил Васильевич Нестеров горячо любил Россию. Он писал Турыгину из Уфы 27 июля 1895 года: «Скажу одно, что если Италия пленяет нас своей красотой и искусством, если последнее имеет там свою родину и поныне там живёт с неувядаемой силой, то искусство это и у нас есть, красота его так же живуча, но мы не так беспечны, как итальяшки, мы слишком рано делаемся зрелыми и утрачиваем наивность и жажду наслаждения природой, а вместе с тем и творчеством, нам уже кажется это не «важным», а ведь итальяшке хлеба не давай, только дай ему музыку-художество» и далее «Виденный мной Переславль Залесский с его историческим озером и двадцатью девятью церквами и несколькими монастырями полон глубокой старины, но он – лишь только прелюдия к чудным, своеобразным звукам, которые даёт собой Ростов Великий с кремлём, его глубокохудожественными храмами, звонницами и знаменитым ростовским звоном» «Архитектура и роспись своеобразна, первая принадлежит нашему русскому зодчему митрополиту Ростовскому Ионе Сысоевичу – она талантлива и остроумна, особенно оригинальна солея (род амвона) в церкви Спаса на сенях… Но всему венец – это Ярославль. Зодчество Ярославских храмов может быть названо гениальным. В некоторых храмах сохранились образа, которые показывают, что искусство наше приближалось в свое время не только по духу своему, но и по форме к счастливому разрешению
Впоследствии М.В. Нестеров создал целый ряд росписей православных храмов. В том числе росписи Марфо-Мариинской обители на Ордынке.
Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую и яркую жизнь. Даже в трудные послереволюционные годы он оставался верующим православным человеком. Судя по письмам, в послереволюционные годы М.В. Нестеров был близок кружку отца Алексия Мечёва. Дружил со священником Сергием Дурылиным, также близким к о.Алексею. В конце жизни часто и подолгу Нестеров гостил у Дурылина в Болшево
В 1938 году Михаил Васильевич писал из Киева, что он побывал во Владимирском соборе, «простился с ним». Это была последняя встреча художника с его детищем. В 1942 году Нестерова не стало.
Нестеров умел и любил писать тех, кто молится. Святые на стенах Владимирского собора дают примеры молитвы. Хотя в нестеровских работах нет того явления райского торжества, которое присутствует в древней православной иконе, его образа призывают к молитве.
Михаил Васильевич Нестеров приступил к росписям Владимирского собора уже, будучи состоявшимся живописцем, хорошо известным, со своим узнаваемым стилем. Темы его произведений продиктованы его внутренним религиозным опытом, потребностью поведать миру о чудной жизни, скрытой от поверхностного взгляда - о жизни с Богом и для Бога. И этот мир русского пейзажа, русских лиц, словно сошедших с иконы, оказался уместным и на стенах величественного храма.
Рекомендуем также:
Общие характеристики современного изобразительного искусства
Она обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого позна ...
Просвещение и книжное дело в украинской культуре ХIII - перв. пол. XVI вв
Золотоордынцы нанесли тяжелый удар городам Юго-Западной Руси, особенно крупнейшим из них, однако они продолжали оставаться важнейшими центрами культуры. Особенно значительной была роль Киева, где, в частности в Киево-Печерском монастыре, ...
Рабство
Рим был огромным рабовладельческим государством. Обращение с рабами было очень жестоким. Его можно было продать, кастрировать, сдать в наём в публичный дом, превратить гладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем ...