Классицизм
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.
Говоря о красках, необходимо отметить, что если в начале периода классицизма предпочтение отдавалось нежным, но в тоже время четким, тонам и бликам, то в более позднее время наступило царство монохромности. Холст служил, как бы, сценой для художника-режиссера, который благодаря достаточно четко отличающимся друг от друга цветам заставлял замирать своих героев в самых выразительных позах, раскрывая их внутренний мир.
Проникновение в белорусскую живопись идей классицизма связано с именами тех художников, которые получили образование в Париже, Риме, Варшаве и других городах Западной Европы. Эти же традиции поддерживались в Петербургской Академии художеств, в ведении которой находилось все художественное образование страны. Распространению традиций классицизма способствовала и та атмосфера, которая сложилась в наиболее просвещенных кругах белорусского общества к концу XVIII – началу XIXв.
В истории изобразительного искусства Беларуси первая половина XIX в. занимает особое место – это время значительных качественных и количественных сдвигов в развитии всех его жанров и форм. Важнейшую роль в этом процессе отыграла Виленская школа живописи – отделение изящных искусств факультета литературы и искусства Виленского университета. Она была основана в конце XVIII в. Первым профессором живописи Беларуси и Литвы Ф. Смуглевичем и его учениками. Здесь преподавали Я. Рустэм, выдающийся художник, педагог; бывший королевский скульптор А. Ле Брун (Лебрэн), его ученик – уроженец Гродненщины К. Ельский, выдающийся график и искусствовед англичанин Дж. Саундрэс. За 35 лет своей работы школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов.
Воспитанниками отделения изящных искусств были выдающийся портретист, мастер исторических композиций Я. Дамель, художник-портретист европейского уровня В. Ванькович, график и художник В. Дмоховский и др. Галерею образов белорусских памятников истории и архитектуры оставили ученики Я. Рустэма – выдающиеся художники М. Кулеша и Наполеон Орда. Мастер батального жанра Я. Суходольский оставил серию работ, посвященных войне 1812 г, восстаниям. Начинателем белорусского искусства натюрморта был выдающийся художник, воспитанник Петербургской Академии искусств И. Хруцкий.
Закрытие Виленского университета значительно обеднило художественную жизнь региона. Начинается отток талантливых художников в Петербургскую Академию искусств, в Московское Строгоновское училище и за границу. Многие из них уже на возвращаются в Беларусь. Те же художники, которые возвращались, чтобы жить и работать на Родине, (Дмоховский, который вернулся из Америки, Хруцкий и некоторые другие) вынуждены были искать для себя дополнительный, кроме живописи, источник доходов.
Рекомендуем также:
Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда
алмаз рубин императорский бриллиантовый
Алмаз «Шах» — бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили к ...
Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии
стали излюбленным развлечением римлян
Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («б ...
Градостроительство Парижа в XVII-
XVIII вв
В период абсолютистской монархии (XVII в.) в Париже создавались великолепные архитектурные сооружения, осью которых стала Сена и почти параллельный ей главный правобережный диаметр Парижа: Лувр - Тюильри - площадь Конкорд (Согласия) - Ели ...