Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Другое » Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Страница 6

Новым явлением и составной частью культурной жизни республики стали музыкальные фестивали разнообразной тематики и направленности. Они усиливают интерес к музыке, родному языку, фольклору. Традиционно проводятся Международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа» и фестиваль эстрадной песни «Золотой шлягер» (Могилев), музыкальный фестиваль «Славянский базар» (с 1992 г.), фестиваль, посвященный И.И. Соллертинскому (Витебск), фестиваль белорусской песни и поэзии (Молодечно), фестивали «Возрождение белорусской капеллы», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна» (все в Минске), «Музыкальное Полесье» (Мозырь), «Музы Несвижа». По итогам 2000 г. Международная федерация организаторов фестивалей признала Международный фестиваль искусств «Славянский базар» лучшим из 188 претендентов.

Заметным достижением белорусского музыкального искусства явилось завоевание в 2005 г. Ксенией Ситник первого места на детском конкурсе «Евровидение». Ее успех достойно продолжили Андрей Кунец (2-е место, 2006 г.) и Алексей Жигалкович (1-е место, 2007 г.).

Пополняется творческими коллективами белорусская эстрада. Например, гастролируют в стране и за рубежом популярные ансамбли «3 + 2» и «Серебряная свадьба». Оригинальный музыкально-эстрадный театр создала талантливая белорусская певица Ирина Дорофеева. Чаруют своеобразными стилями исполнения Инна Афанасьева и Анжелика Агурбаш.

Интенсификация всех видов художественного творчества в условиях самостоятельного развития Республики Беларусь позволила молодым музыкантам активнее участвовать в различных международных конкурсах. За 1999–2004 гг. их лауреатами и дипломантами стали более 200 воспитанников Белорусской государственной академии музыки, среди которых пианисты К. Красницкий, А. Поночевный, баянист А. Шувалов.

Для поддержки одаренных молодых исполнителей учреждена специальная премия Президента Республики Беларусь. Вручение же премии «За духовное возрождение» приурочено к рождественским праздникам. Данной премией награждаются в целом творчески продуктивные деятели культуры, науки и люди, имеющие особые заслуги перед отечеством. По итогам 2008 г. ее лауреатами стали авторский коллектив 10-томного издания «Беларусь» государственного научного учреждения «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора» им. К. Крапивы НАН Беларуси, коллектив государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии», протоиерей A. Н. Ширитон, приемная семья Е. и А. Онаховых.

Кино. Белорусское кино добилось заметных успехов и достижений. Маститыми режиссерами был снят ряд популярных фильмов: «Кооператив «Политбюро», «В августе 1944-го» (реж. М. Пташук), «Двое на острове слез» (реж. В. Дашук), «Шляхтич Завальня» (реж. В. Туров), «Анастасия Слуцкая» (реж. Ю. Елхов), «Иван», «Под небом голубым», «Кадет» (реж. B.Дудин).

Впечатляющей инновацией белорусского кинематографа явился фильм «Волки», снятый по одноименной повести А. Чекменева (реж. А. Колбышев, авторы сценария А. Колбышев, А. Чекменев). Отечественные киностудии обратились к перипетиям белорусской истории, актуальным проблемам современности. В жанре исторической мелодрамы В. Орлов снял многосерийный телесериал «Проклятый уютный дом». Новыми успешными лентами пополнились фонды документального и анимационного кино, в том числе по экологическим проблемам. С 1993 г. проводится международный кинофестиваль «Листапад» в Минске. С 1997 г. – национальный кинофестиваль в Бресте.

В то же время здесь имеется еще немало трудностей и недостатков. В частности, явно не хватает средств для создания отечественных картин. В кинопрокате преобладают заокеанские фильмы категорий Б и В. Зритель нередко отдает предпочтение распространяемым огромными тиражами западным видеофильмам, как правило, малосодержательным. Все это требует корректировки кинематографической политики, увеличения целевой

материальной поддержки киностудии «Беларусьфильм», в первую очередь финансирования конкурсных проектов.

Несмотря на финансовые трудности, в республике принимались меры по укреплению материально-технической базы и идеологического оснащения культуры, развитию ее приоритетных направлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизации творческой деятельности молодежи. Это позволило увеличить число музеев, театров, концертных залов и т.п.

В отмеченный период возросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населения Беларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодого поколения; повысилась степень свободы и открытости, расширились международные культурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов, созданием новых произведений в области литературы и искусства. Повысилось внимание к белорусской культуре, возросла активность культур национальных меньшинств, расширили сферу влияния межнациональные культурные формы, возрос их творческий потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

“Мораль” иезуитов
Иезуиты разработали “систему морали”, которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало - где фактически, а где и официально - правило: “чья власть, того и вера”, оно требовало “обращат ...

Понятие культурного творчества
Чрезвычайно важно рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Необходимо ра ...

Мамонтов – русский меценат XIX века
меценат благотворительность культура Савва Иванович Мамонтов – русский предприниматель и меценат, основатель первой частной Русской оперы. Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, был ч ...