Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Другое » Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Страница 4

Среди крупных и наиболее интересных архитектурных объектов, возведенных в последнее время, следует в первую очередь отметить новое здание Национальной библиотеки Беларуси, новый железнодорожный вокзал, Дворец Республики, автовокзал «Московский», крытый футбольный манеж, велодром, Минск-арена (все – в Минске), ледовые спортивные дворцы в столице и некоторых других городах, вторую линию Минского метрополитена. В республике появилось множество современных зданий, в том числе офисы банков, посольств, совместных предприятий. Постепенно восстанавливаются темпы жилищного строительства благодаря переходу этой отрасли на рыночные отношения. Государство выделяет малоимущим и молодым семьям льготные кредиты на приобретение жилья.

На этапе перестройки и в последующие годы освобождалось от жесткой цензуры белорусское изобразительное искусство. Органы государственного управления стали воздерживаться от прямого вмешательства в тематику выставок и экспозиций, в деятельность творческих союзов и объединений.

В белорусской живописи и графике по-прежнему преобладало реалистическое направление. Однако есть художники, которые следуют разным стилям, что позволяет многообразно отражать действительность через углубление в мир своих переживаний и чувств. Отдали дань новым художественным течениям и продемонстрировали яркую авторскую манеру Н. Селещук, В. Толстик, Г. Скрипниченко, В. Ольшевский, С. Малишевский, Л. Хоботов, Н. Залозная, В. Иванов, В. Слаук, С. Валенок, М. Барздыко, В. Вишневский, Ю. Макаров.

Порой в работах отечественных живописцев просматриваются и сюрреалистические мотивы. Современное изобразительное искусство Беларуси ведет творческий поиск в направлениях трансавангарда, постмодернизма, концептуальной, «метафизической», «психологической» живописи и графики. Вызывает интерес непростое для восприятия эпатажное искусство группы художников-символистов, назвавших свой неформальный союз «Магией круга» (В. Герасимов, А. Савич, В. Савич, Ю. Хилько). Новейшие художественные искания мирно уживаются с устоявшимися течениями неотрадиционализма. В живописи продолжают культивироваться стилистические приемы и формы неопримитивизма, или «наивного искусства» – крестьянского и городского изобразительного фольклора, постфольклора, детского творчества.

В разных жанрах живописи оригинальные авторские стили и произведения создали А. Марочкин, Ф. Янушкевич, Г. Ващенко, А. Кищенко, Г. Поплавский, 3. Литвинова, А. Кузьмич, В. Шкарубо и другие маститые художники. Так, любимым образом картин А. Кузьмича стали мадонны.

Чернобыльской катастрофе посвятил серию из 10 картин под общим названием «Черная боль» (1986–93) академик живописи М. Савицкий. В 1991–2001 гг. он написал другой цикл полотен «Заветы блаженства».

В республике одна за другой открывались негосударственные картинные галереи современного искусства «Вита-Нова», «Жильбел», «Верхний город», «Арт-творчество», «Оник». Одновременно появились и неформальные творческие объединения «Немига-17», «Галина», «Погоня», «Форма», «Плюралис» в Минске, «Квадрат» в Витебске, «4-63» в Полоцке.

Заметным явлением в художественной жизни Беларуси стали пленэры. В 1994 г. в Витебске впервые состоялся международный пленэр, посвященный творчеству М. Шагала. Стали традиционными пленэры, связанные с именами Я. Дроздовича (на Витебщине) и В. Бялыницкого-Бирули (на Могилевщине). Интересные выставки картин белорусских и зарубежных художников устраивает Музей современного изобразительного искусства.

Разительные перемены произошли в скульптуре. Восстанавливались тронутые временем работы известных мастеров. По существу, впервые в истории нашей страны состоялось массовое открытие памятников национальным деятелям: Скорине (Лида, Прага, Минск), Н. Гуссовскому, М. Горецкому, Я. Дроздовичу (все – в Минске), Е. Полоцкой (Минск, Полоцк), К. Туровскому (Туров, Минск), князю В. Чародею и С. Полоцкому (Полоцк), С. Слуцкой (Слуцк), Н. Орде (Иваново), Я. Чечоту (Барановичский район), А. Мицкевичу (Новогрудок, Минск), М. Шагалу (Витебск), В. Короткевичу (Орша, Витебск), В. Сырокомле (Несвиж), П. Масленникову (Могилев), М. Довнар-Запольскому (Речица), Рогнеде и Изяславу (Заславль), М.Кл. Огинскому (Молодечно), князю Борису (Борисов), Ф. Богушевичу (Сморгонь). Своеобразной данью времени, советскому интернационализму и героизму солдат и офицеров стал памятник белорусским воинам, погибшим в Афганистане, который был открыт в 1996 г. на «Острове слез» в Минске. Плодотворно работают талантливые скульпторы А. Финский, В. Янушкевич, В. Слободчиков и О. Варвашеня. Оригинальными персонажами украсил городские скверы и площади минский скульптор В. Жбанов.

Театр. В театральной жизни по-прежнему ведущую роль играют «купаловский» и «коласовский» театры. Национальный академический театр имени Я. Купалы в современной манере поставил спектакли «Страсцi па Аудзею» В. Бутромеева, «Князь Вiтаут» А. Дударева (реж. В. Раевский), «Тутэйшыя» Я. Купалы, «Iдылiя» В. Дунина-Марцинкевича, «Гаральд i Мод» К. Хиггенса и К. Каррьера (реж. Н. Пинигин).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Социокультурные перспективы российской культуры
Процесс современных социальных преобразований неизбежно ведет к резкому усилению роли культуры в жизни российского общества. В условиях становления цивилизации решение проблем преемственности культурного наследия и его обновления стало ка ...

Появление звука в кино
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожни ...

Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России
Сама постановка проблемы «русский Ренессанс» всегда неоднозначно воспринималась отечественным научным сообществом. В отличие от итальянского Ренессанса в России не было Возрождения как самостоятельной и целостной культурной эпохи. Но не б ...