О Ситуации смыслообразования
Письмо (послание, эпистола) – сообщение, имеющее конкретного (индивидуального или коллективного) адресата. Письма могут быть официальные (служебные) и частные. На грани XVIII-XIX вв. частная переписка была очень модной. Ее привлекательная сторона состояла в том, что в частном письме автор может выразить (утвердить) свою индивидуальное отношение к событиям и явлениям мира, выразить свои собственные оценки, чувства, понимания вещей. Письмо позволяет это делать свободно, без излишних опасений, т.к. читателем его является избранное лицо или круг лиц, которым оно адресовано. По сравнению с устным высказыванием, письмо позволяет выразиться более продуманно и точно. В эпоху А.С.Пушкина форма письма была подхвачена литературой. Письмо стало основой весьма распространенного жанра «роман в письмах» (иначе: «эпистолярный романа»).
Роман «Евгений Онегин» несет на себе некоторые следы этого литературного увлечения. Пушкин в романе не раз обращается к читателю как «избранному», приближенному к автору адресату своего сообщения, тем самым сближая временами роман в целом с личным посланием. Но в романе «Евгений Онегин» автором выделены два письма – Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Читатель должен почувствовать разницу между посланиями: романом и письмами в нем.
Анализируя смысл «Письма Татьяны к Онегину», нужно исходить из того, что письмо это – сочинение А.С.Пушкина, его авторский поступок. На первый взгляд кажется, что для формирования у читателя определенного представления о персонаже, например, о Татьяне Лариной, автору достаточно дать ее описательную характеристику. Но для создания художественного (романного) пространства, автор должен построить взаимодействие его участников. Письмо – это поступок Татьяны в рамках романа. Следовательно, данное «Письмо» включено одновременно в две ситуации и поэтому имеет два смысла: как письмо в составе адресованного читателю романного текста и как письмо персонажа – персонажу (Татьяны к Онегину) в рамках романного пространства. Вводя письмо в состав романа, Пушкин тем не менее подчеркивает его «внероманную» достоверность: «Письмо Татьяны предо мною;/ Его я свято берегу». Таким образом, в вымысел романа как бы внедряется цитата, документ «из жизни» персонажа, уже имеющего собственную линию развития (свой человеческий смысл). Две воли, два действия (автора и персонажа), две ситуации и два смысла в Письме переплетены и тем сильнее провоцируют активность читателя ко взаимодействию с «реальностью» этого сложно сконструированного вымысла.
Смысл – это соотносительное свойство, которое тот или иной феномен (здесь – письмо Татьяны) приобретает из-за своей включенности в человеческую деятельность. Смысл и значение – синонимы. Их различие в том, что смысл – переживаемое значение, а значение – закрепленный смысл. Смысл переживают лишь в рамках ситуации, пока она длится. Тогда как значение сохраняется вне и независимо от ситуации, породившей соответствующий смысл. Следовательно, о смысле Письма Татьяны к Онегину можно говорить лишь в рамках того или иного читательского восприятия. Значение Письма – это тот смысл, который удерживается в культуре как правильный или предписанный для трансляции.
Содержание «Письма» приобретает свой особый смысл, когда воспринимается как письмо Татьяны в рамках романа Пушкина. Написание и отправление «Письма» – это поступок Татьяны, которым она создает напряженную и неоднозначную ситуацию (обращаясь к Онегину с письмом, Татьяна рискует[1]). Для читателя смысл Письма и смысл самого образа Татьяны неразрывно связаны: исключительная весомость поступка Татьяны придает особый смысл ее Письму, тогда как содержание Письма обнаруживает масштаб и значительность личности его автора (Татьяны).
Рекомендуем также:
Место искусства в культуре
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности.
Первый вопрос ...
Сад святилища Хэйан-дзингу
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который ...
Аллегория в западноевропейской живописи
В западноевропейской живописи аллегория встречается в творчестве самых разных великих художников: Беллини, Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Рубенса, Браувера, Вермеера, Пуссена 1. И это вполне объяснимо. Обычно каждый из ...