Сайт о культуре и искусстве

Хроматические цвета

Другое » Роль цвета в одежде » Хроматические цвета

Страница 1

Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики. Художественное освоение цвета предлагает знание природы цвета и света, наблюдение цветовых закономерностей действительности, изучение накопленного опыта, приобретение собственного опыта и развития чувства цвета. Изучение в учебном процессе подлежит широкий круг вопросов о цвете, как физическом и художественном обучении: спектральные цвета, свойства цвета, особенности восприятия цветов, цветовой круг, специфика цвета в декоративной композиции и ряд других.

Спектральные цвета. Из курса физики известно, что основу восприятия цвета составляет волновая природа света (короткие волны – красные и желтые цвета, длинные волны – синие и фиолетовые цвета). Солнечный свет называется белым цветом. Его преломление сквозь призму дает множество цветных оттенков, которые располагаются в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В целом такой цветовой состав называется спектром солнечного света. Спектральные цвета отличаются повышенной звучностью и яркостью. В жизни мы наблюдаем их в радуге, в каплях росы, на гранях стекла.

Заслуга в открытии и разработке данного уникального явления принадлежит английскому физику И. Ньютону, идеи которого получили дальнейшее развитие и заложили фундамент современных представлений о трехкомпонентной теории цветового зрения, о цветовом круге и законах оптического смещения цветов.

Но есть один аспект проблемы цвета, требующий разъяснения. Три цвета, считающиеся основными (красный, синий и желтый) не соответствуют ньютоновской триаде цветов: красный, зеленый и синий. Первые имеют отношение к вычитательному (в печати, на холсте) смешению цветов, а вторые относятся к оптическому смешению (суммирование) цветов. «Разница между оптическим (слагательным) и вычитательным смешениями цветов и объясняет разницу выбора основных цветов в одном и другом случае.

Смесь зеленой и красной краски никогда не даст желтого цвета, как при оптическом смешении. Смесь синей и оранжевой краски дает зеленый, а не белый цвет, как при оптическом смешении». Художнику в основном приходится иметь дело с вычитательным смешением цветов, хотя известен опыт обращения к эффектам оптического смешения цветов («пуантилизм» в живописи, переплетение цветных нитей в ткачестве).

Основные свойства цвета. Спектральные цвета ограничиваются числом семь, но в действительности мы наблюдаем массу других цветов и их оттенков, например, пурпурные, оранжевые, коричневые. Формулируя название какого-либо цвета, мы имеем в виду сумму его разных характеристик: светло-коричневый, ярко-красный, бледно-зеленый, темно-синий.

Некоторые сложные цвета получают свои названия от естественной окраски объектов или явлений природы: вишневый, цвет морской волны, лимонный, золотистый. У художников есть своя терминология в определении цветов и их оттенков: краплак, умбра, индиго, лазурь, сиена. Сказанное свидетельствует о многообразии и неоднозначности цветовых оттенков в природе и живописи.

Характеристику конкретного цвета определяют три основных свойства цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Их называют объективными или «собственными» качествами цвета. Цветовой тон указывает на конкретную цветность: желтый, зеленый, фиолетовый, бордовый. Светлота в хроматических цветах означает степень приближения цветов к белому или черному (светлее или темнее). В художественной практике любой цвет делается светлее путем добавления белого пигмента (разбеливание) или темнее за счет примеси черного пигмента (затемнение). В том и другом случае меняется цветовой тон, например, разбеленный от красного цвета дает розовый, а затемненный – коричневый тон.

Насыщенность цвета характеризует степень концентрации цветового тона и степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического цвета. Все спектральные цвета считаются насыщенными. С приближением цвета по качеству к спектральным цветам повышается его насыщенность. Любые смеси хроматических цветов с белыми, черными или серыми цветами приводят к уменьшению насыщенности вплоть до полной потери цветового тона. Насыщенность цвета не следует путать с яркостью или чистотой цвета. Чистыми считаются три основных цвета, не имеющие примесей: красный, синий и желтый.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

История развития аниме
Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад — приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы ...

Инструменты
Для резьбы по дереву применяют различной формы долота или стамески. Прямые стамески «а» с шириной полотна 3–30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе. Полукруглые стамески « ...

Развитие Отечественного кинематографа
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизац ...