Сайт о культуре и искусстве

Художественные стили эпохи Нового времени

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Художественные стили эпохи Нового времени

Страница 5

В его ярких композиционно стройных произведениях объединились высокое профессиональное мастерство, глубина психологического раскрытия личности и безукоризненный вкус художника. Он писал в основном людей высокого социального происхождения: монархов, блестящих аристократов, представителей дворянской элиты. Однако в каждом случае им двигало стремление раскрыть характер индивида, нюансы его настроений, подчеркнуть грани красоты («Портрет Томаса Уортона»).

Во Франции взгляды третьего сословия (мелких буржуа, мещан) выразил Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Чаще всего живописец обращался к бытовому жанру и натюрморту, показывая жизнь простых людей и вещи, которыми они пользовались. Шарден писал незатейливые интерьеры, заботливых матерей, хлопочущих по хозяйству, трудолюбивых служанок, тихих детей. В картинах «Прачка», «Молитва перед обедом» скромность и трудолюбие прославляются Шарденом без внешних эффектов и патетики.

В Англии представителем протореализма в живописи считается Уильям Хогарт (1697-1764), который противопоставлял положительные качества буржуазии отрицательным чертам паразитарного слоя аристократии («Трудолюбие и праздность»).

В Испании черты протореализма отчетливо проявились в творчестве Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660). Первые самостоятельные работы Веласкеса рассказывали о жизни простых людей. Это были незамысловатые сцены, лишенные сложного сюжетного действия («Завтрак», «Музыканты», «Водонос»). Даже тогда, когда художник обращался к библейским или мифологическим сюжетам, он оставался верен приемам реалистической живописи («Поклонение волхвов», «Вакх»). Уязвляющий гротеск просматривается в картине «Менины» («Придворные»).

Культуру и цивилизацию Нового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем – человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским (революционным) концепциям.

Однако амбивалентные оценки достижений культуры и цивилизации Нового времени не могут заслонить тот факт, что ее интеллектуальное и художественное наследие стало отправным пунктом для последующего развития философии, науки, искусства, утверждения рационалистических мировоззрений и идеологий. Оно заложило основы дальнейшего прогресса всей европейской культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем также:

Цвет и магия у первобытных народов
В наскальной живописи первобытных времен наиболее часто встречающимися являются три цвета – белый, черный и красный. Из этого можно сделать вывод, что именно эти цвета играли особую роль в жизни древних племен. Исследователи чаще всего ук ...

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

Северный Ренессанс
Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобы ...