Художественные стили эпохи Нового времени
Стиль барокко наиболее ярко воплотился в архитектуре и скульптуре, но был свойственен и живописи, где проявился в различных темах и жанрах, отражавших многообразие мира. Появлялись художники, которые специфическими средствами барокко создавали бытоприземленные религиозные сцены. Среди живописцев Италии, стремившихся сочетать нормативы барокко с приемами реалистического изображения, следует назвать Микеланджело да Караваджо («Призвание апостола Матфея», «Успение Марии»).
Своеобразие искусства Фландрии (нынешняя Бельгия) состояло в том, что оно в большей степени ориентировалось на вкусы бюргерства. Фламандские живописцы поэтизировали телесные наслаждения, радости человеческого бытия, наполняли свои произведения неисчерпаемой жизненной энергией. Образ сильного, уверенного в себе человека нашел воплощение в разнообразных живописных жанрах. Ведущими мастерами барокко во Фландрии были Питер Пауль Рубенс и Якоб Йордане.
Классицизм. В культуре Европы Нового времени сформировался еще один стиль – классицизм (от лат. classicus – образцовый), составивший определенную оппозицию стилю барокко. Его родиной была Франция, пережившая в XVII в. экономический взлет и ставшая могущественной европейской державой.
Классицизм возник на волне цивилизационного подъема французской нации и французского государства. В XVII в. этот стиль отражал идеалы абсолютизма (всеобъемлющий порядок, рациональная соподчиненность, строгая дисциплина, служение государству). В XVIII в. он был связан с идеями Просвещения (культ разума, интерес к общественной жизни, воспитание средствами искусства) и Великой французской революции (тема героизма).
Характерными чертами классицизма стали нравственный пафос, утверждение гражданственных идеалов, культ героического, интерес к вечному и неизменному, вера в разумного человека, сознающего свой общественный долг, требование показывать только значительное и возвышенное. Эстетическим и этическим идеалом данного стиля служила античность.
На основе рационалистически истолкованной античной традиции классицизм устанавливал свои канонические правила в архитектуре, скульптуре и живописи: равновесие в построении композиции, симметричность форм, ясность и четкость изображения, упрощенный декор с элементами героики (скрещенные шпаги, знамена, львиные маски, грифоны), цельность характера героев, гармония человека и облагороженной им природы (Версальский и другие регулярные парки). Классицизму были присущи мечтательность, идеализация и холодноватая отвлеченность.
Черты классицизма ярко проявились в литературе, где ведущая роль принадлежала этическим коллизиям типизированных героев. Теоретиком классицизма стал поэт Никола Буало. Выдающимися образцами драматургии признаны трагедии Пьера Корнеля, основанные на конфликте долга и страсти («Сид»), прославлении героической воли («Гораций», «Цинна»). Критика деспотизма, разоблачение необузданной воли к обладанию властью, взывание к нравственному очищению характеризуют трагедии Жана Расина («Британник», «Береника»). Мольер (Жан Батист Поклен) объединил традиции народного театра с достижениями классицизма, создав жанр социально-бытовой комедии, высмеивающей человеческие пороки, сословные предрассудки и ограниченность обывателей («Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой»). Основоположниками художественного мировоззрения классицизма, создателями канонов, формальных нормативов данного стиля в живописи явились Николо Пуссен и Клод Лоррен.
Рекомендуем также:
Творчество Филиппа Малявина
Русское искусство конца XIX—начала
XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие ...
Испытание временем
Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911г., стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор, «пр ...
Философское осмысление понятия символа
Философское осмысление понятия символа восходит к античности; именно с античной культурой нередко принято связывать само появление отвлеченных смыслов, абстрактного мышления.
Платон дал целостную трактовку символа как интуитивно постигае ...