Сайт о культуре и искусстве

Художественные стили эпохи Нового времени

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Художественные стили эпохи Нового времени

Страница 4

Протореализм. Это особое явление в художественной культуре Нового времени, впитавшее как элементы барокко (Веласкес, Рембрандт), так и дух раннего романтизма (А. ван Дейк, Д. Рейнольде, Т. Гейнсборо). Обращение к повседневной жизни, быту бюргерства и простонародья в протореализме, как правило, не приобретало форму социальной критики коллизий жизни. Здесь либо быт рассматривался как спокойный, уютный мир, либо через изображение повседневной жизни высвечивались отдельные человеческие слабости и недостатки. Раньше, чем в других странах, поворот к реалистическому изображению повседневной жизни наметился в Голландии.

Это было связано с победой буржуазной революции в Нидерландах, становлением здесь ранней формы социально-партнерского капитализма и отражением в искусстве потребностей бюргерства в обустроенном быте, уютном доме, комфорте, спокойной семейной жизни. Достижения голландских мастеров бытового жанра были настолько значительны, что в мировом искусстве за ними закрепилось название *малые голландцы» (Адриан ван Остаде, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох и др.). В нидерландской живописи обычная жизнь все чаще стала изображаться как самостоятельное явление, выходящее за рамки античного мифа или евангельского сюжета. Голландские художники не героизировали повседневную жизнь, но заставляли задуматься о ее самоценности, иногда – с помощью образно запечатленной нравоучительной притчи. Наиболее известным выразителем бытового жанра Голландии XVII в. является Ян Вермер (Дельфтский).

Своеобразие творческой индивидуальности Яна Вермера (1632-1675) проявилось в ранней работе «У сводни», построенной на контрастных цветовых сочетаниях и имевшей подчеркнуто нравоучительный смысл. Последующие произведения художника внешне мало чем отличались от жанровых картин его современников. Даже композиционные приемы были схожи. Это изображения одной или нескольких фигур в интерьерах – женщин, служанок, кавалеров, занятых повседневными делами. Однако художественное решение сцен подкупает поэтичностью, гармонией и завершенностью («Бокал лимонада», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка», «Мастерская живописца»). Одной из интереснейших картин Вермера зрелого периода является «Девушка с письмом». Композиция будто насыщена воздухом и светом. Сочетания красных, зеленых, золотистых красок создают впечатление объемности комнаты, ощущение чистоты и уюта. У Вермера человек неотделим от повседневности мира, которым живописец был поистине увлечен и который находил художественно-выразительное воспроизведение в его произведениях.

Самым крупным представителем нидерландского протореализма являлся Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). В его живописи почти нет ярких цветов, густая сумеречная атмосфера коричневых тонов расцвечивается блеском драпировок. Свет и тени усиливают драматическое напряжение. Они не похожи на праздничную светотень барокко, это, скорее, сияние во мраке. Сложность человека с его богатым внутренним миром тревожит воображение. Главной задачей искусства Рембрандт считал нравственное возвышение личности («Портрет Яна Сикса», «Возвращение блудного сына»). Выдающимся мастером коллективного и индивидуального портрета зарекомендовал себя современник Рембрандта Франц Хальс (между 1581 и 1585-1666).

Черты протореализма и барокко соединились в творчестве Антпониса ван Дейка (1599-1641), талант которого проявился в основном в парадной портретной живописи (портреты Карла I).

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Значение творчества В.М. Васнецова в русском искусстве
Журнал «Искусство и художественная промышленность» так оценивал творчество художника: «Картины Виктора Михайловича Васнецова писаны чувством, поэтому так безотчётно и влияют оне на зрителя, подымают в нем тоже чувство, заставляя забывать ...

Культ предков
В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской обществ ...

Покровская церковь
По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскор ...