Художественные стили эпохи Нового времени
Протореализм. Это особое явление в художественной культуре Нового времени, впитавшее как элементы барокко (Веласкес, Рембрандт), так и дух раннего романтизма (А. ван Дейк, Д. Рейнольде, Т. Гейнсборо). Обращение к повседневной жизни, быту бюргерства и простонародья в протореализме, как правило, не приобретало форму социальной критики коллизий жизни. Здесь либо быт рассматривался как спокойный, уютный мир, либо через изображение повседневной жизни высвечивались отдельные человеческие слабости и недостатки. Раньше, чем в других странах, поворот к реалистическому изображению повседневной жизни наметился в Голландии.
Это было связано с победой буржуазной революции в Нидерландах, становлением здесь ранней формы социально-партнерского капитализма и отражением в искусстве потребностей бюргерства в обустроенном быте, уютном доме, комфорте, спокойной семейной жизни. Достижения голландских мастеров бытового жанра были настолько значительны, что в мировом искусстве за ними закрепилось название *малые голландцы» (Адриан ван Остаде, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох и др.). В нидерландской живописи обычная жизнь все чаще стала изображаться как самостоятельное явление, выходящее за рамки античного мифа или евангельского сюжета. Голландские художники не героизировали повседневную жизнь, но заставляли задуматься о ее самоценности, иногда – с помощью образно запечатленной нравоучительной притчи. Наиболее известным выразителем бытового жанра Голландии XVII в. является Ян Вермер (Дельфтский).
Своеобразие творческой индивидуальности Яна Вермера (1632-1675) проявилось в ранней работе «У сводни», построенной на контрастных цветовых сочетаниях и имевшей подчеркнуто нравоучительный смысл. Последующие произведения художника внешне мало чем отличались от жанровых картин его современников. Даже композиционные приемы были схожи. Это изображения одной или нескольких фигур в интерьерах – женщин, служанок, кавалеров, занятых повседневными делами. Однако художественное решение сцен подкупает поэтичностью, гармонией и завершенностью («Бокал лимонада», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка», «Мастерская живописца»). Одной из интереснейших картин Вермера зрелого периода является «Девушка с письмом». Композиция будто насыщена воздухом и светом. Сочетания красных, зеленых, золотистых красок создают впечатление объемности комнаты, ощущение чистоты и уюта. У Вермера человек неотделим от повседневности мира, которым живописец был поистине увлечен и который находил художественно-выразительное воспроизведение в его произведениях.
Самым крупным представителем нидерландского протореализма являлся Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). В его живописи почти нет ярких цветов, густая сумеречная атмосфера коричневых тонов расцвечивается блеском драпировок. Свет и тени усиливают драматическое напряжение. Они не похожи на праздничную светотень барокко, это, скорее, сияние во мраке. Сложность человека с его богатым внутренним миром тревожит воображение. Главной задачей искусства Рембрандт считал нравственное возвышение личности («Портрет Яна Сикса», «Возвращение блудного сына»). Выдающимся мастером коллективного и индивидуального портрета зарекомендовал себя современник Рембрандта Франц Хальс (между 1581 и 1585-1666).
Черты протореализма и барокко соединились в творчестве Антпониса ван Дейка (1599-1641), талант которого проявился в основном в парадной портретной живописи (портреты Карла I).
Рекомендуем также:
Рождение кино
Первые шаги на пути к развитию великого кино.
История кино начинается в XIX веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине XIX века, для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и в ...
Тайна Сфинкса
Знаменитый прорицатель Эдгар Кэйси утверждал, что сфинкс был создан приблизительно в то же время, что и пирамида Хеопса. «Сфинкс обращен лицом точно на ту точку в небе, — говорил он, — где около 10450 года до нашей эры сияли на строго опр ...
Визуальная
форма продвижения чтения
Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь ...