Хроматические цвета
Однотоновые цвета включают один цвет и его оттенки в смесях с белой или черной краской. Например, синий цвет – голубой цвет (светлый его оттенок) – сине-черный цвет (темный его оттенок). Родственные цвета образуются от смешивания двух соседних основных цветов. Различают четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. Здесь уместно отметить, что только один основной цвет из двух соседних может включаться в систему родственных связей. Желтый основной и желто-красные цвета родственны, но чистый красный цвет уже не является родственным к основному желтому. Поэтому в отношениях родственных цветов требуется уточнить направление смешения от конкретного основного цвета.
Контрастные цвета в круге располагаются на концах проведенной через центр круга диагонали. Контрастными являются пары основных цветов: красный – зеленый, синий – желтый. Промежуточные цвета также имеют контрастные пары. В качестве примера можно назвать следующие контрасты: оранжевый и цвет морской волны, лимонный и фиолетовый, вишневый и травянистый.
Родственно-контрастные цвета определяются в цветовом круге по горизонтальным или вертикальным хордам и включают одновременно признаки родственности и признаки контрастности. Родственно-контрастными являются оранжевый и травянистый цвета или оранжевый и вишневый цвета. В зависимости от того, где будет проведена в круге хорда, можно найти и другие цвета, состоящие в родственно-контрастных отношениях.
Среди определений цветов по кругу следует выделить следующие особенности. Желто-красная и желто-зеленая оттенки цветов в круге характеризуются как теплая гамма, а сине-зеленые и сине-красные цвета как холодная гамма. Наибольшей активностью отличаются желто-красные цвета, а наименьшей – сине-зеленые цвета. Это в основном определения общего плана, не учитывающие конкретной колористической ситуации. Любые приведенные в данном или другом пособии определения цветовых тонов могут обладать не совсем полными или точными характеристиками в силу того, что не всяким сложным, зрительно ощущаемым и хорошо различаемым по оттенкам цветам можно подобрать соответствующие названия.
Например, мы знаем, что различные смеси синего и красного цветов дают пурпурные оттенки. Но какие именно оттенки? Средний промежуточный между ними цвет Н.Н. Волков определяет как краплак с фиолетовым оттенком. С этим определением можно согласиться, так как в краплаке больше красного цвета, а в фиолетовом больше синего цвета. Мы этот цвет назвали вишневым, а два соседних промежуточных цвета определили как фиолетовый и бордовый.
Верной все же остается зрительная оценка цвета, способная различать малейшие изменения в цветовом тоне. Итак, цветовой круг формирует целостные представления об основных, промежуточных цветах и их 'оттенках по светлоте. Максимальной усвояемости этих вопросов следует ожидать при условии, если каждым студентом будет самостоятельно выполнен цветовой круг. Здесь решаются одновременно несколько задач: отрабатываются практические навыки работы с красками, усваиваются способы получения всевозможных цветов, развивается чувствительность глаз на оттенки цветов, формируется опыт определения нужного цвета, воспитывается чувство цвета.
Рекомендуем также:
Влияние и вклад европейцев в культуру Японии
Следует отметить, что европейское искусство гравюры, и в первую очередь типа чиароскуро, в общих чертах идентично искусству японской цветной гравюры. В большинстве случаев его тематика была религиозной, и оно было особенно популярным имен ...
Коллективность как культурная норма
Сохранение общины в течение многих веков также в большей степени было связано с природными условиями крестьян: «миром» легче было справляться с тяжелыми сельскохозяйственными работами, с огромными повинностями, с голодом и невзгодами. Общ ...
Основная сюжетика витража
Считается, что церковь является тем местом, где происходит общение между миром небесным и миром земным. В большинстве стран положение церкви и государства различалось в экономическом отношении, но, несмотря на это, они были тесно связаны. ...