Сайт о культуре и искусстве

История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

Страница 1

Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.

Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. Культ Аполлона был воспринят из Греции благодаря большой известности, которую во всем античном мире приобрело святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и из греческих городов Италии. В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем их стали отожествлять с великими греческими богами. Но наряду с этими главными божествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов. Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы. В Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу, который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцом Ромула.

Вместе с тем молитвы и ритуальные заклятия возносили и иным божествам или демонам, от которых, по традиционным верованиям итальянцы, зависели плодородие земли, судьба урожая, успешное проведение тех или иных полевых работ. Необходимые ритуальные формулы молитв и заклятий передавались устно, знать их должен был каждый отец семейства, каждый сельский хозяин. Со временем ритуальные формулы, способы совершения обрядов стали фиксировать письменно - богатые сведения о культовых обычаях древних римлян можно найти в трактатах о сельском хозяйстве, прежде всего у Катона Старшего. Земледельческие обряды играли в жизни Рима столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена самого Ромула ( по мнению Плиния Старшего), возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся « арвальскими братьями» ( от «арвалис»- полевой, пахотный). Это были представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживать культы особо чтимых местных земледельческих божеств. Каждую весну, в середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи Дии. Амбарвалии – обычай торжественной процессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы,- мы находим во всей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения. Всякому виду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующие жертвоприношения и молитвы. Свои, особые обряды совершались и при подрезке ветвей деревьев, причем жертвы приносились богу или богине, кому была посвящена та или иная роща. Как бы взамен священной рощи божеству отдавали борова. Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвы богам, повторяя их ежедневно, пока длились работы в лесу.

Существовали и многие другие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Музыка
Во втор. пол. ХIII - перв. пол. XVI в. музыка находилась в тесной связи с народным бытом и обычаями, с деятельностью скоморохов, искусство которых объединяло пение, танец, театрализованное представление. Певцы, музыканты, как и ранее, гру ...

Художественные стили
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм ...

Культурология – основа гуманитарного познания
Теория и история культуры - ядро культурологии. Основу гуманитарного познания образует культурология. Она представляет собой целостную систему наук о сущности и строении культуры, ее генезисе, развитии и социальном функционировании, а так ...