Символика печи в белорусской народной хате
Обычно между «красным» и «бабьим» углами выполнялись всевозможные хозяйственные работы и здесь находился лучник, чаще в виде переносной стойки с зажимом, в который втыкали лучину. На Полесье и в Центральном регионе посреди хаты, ближе к окну, которое находилось напротив печи, делали «посвет» (иногда он также назывался «лучнік»). Это стационарное устройство, плетенное из лозы или сделанное даже из полотна, но обязательно обмазанное глиной, прикреплялось к потолку и имело деревянный дымоход, выведенный на крышу. Снизу к нему подвешивалась металлическая решетка («перасвет»), на которой по вечерам горела смолистая лучина. Такой лучник и освещал, и вентилировал, и даже согревал.
До середины ХIХ в. преобладали курные печи, и дым выходил непосредственно в жилое помещение Печной трубы («коміна») такая печь не имела, а дым из хаты выпускали через специальное отверстие в стене или потолке, а то и вовсе через приоткрытую дверь. Курная печь, натопленная даже хворостом, достаточно долго удерживала тепло, что в какойто степени позволяло экономнее расходовать дрова. Печи с дымоходом получают широкое распространение со второй половины ХIХ в. Тогда же стали делать дополнительную печь («грубку», «стаяк», «шчыток») для обогрева хаты. Эта печь появляется тогда, когда в виде самостоятельного помещения начинает выделяться кухня, где и располагается основная, кухонная печь. На Понеманье вспомогательную печь выполняли иногда в виде перегородки («печсцяноўка»), делившей интерьер хаты на две комнаты.
Более древние и простые варианты печей делали на настиле, уложенном на стоявших по углам печи столбах. Но чаще основание печи рубили из 3–4 венцов. Обычно в этом пространстве («падпечак», «падпечча») зимой держали кур. Для этого сбоку, под полатями, предусматривали специальный проем, а спереди вырезали несколько отверстий, которые, получив со временем своеобразные формы (крестики, ромбы, треугольники), стали элементами декора. Неслучайно их название – «цацкі», «печ з цацкамі» (юговосточная часть Центрального региона). Деревянное основание позволяло снизить массу печи и соответственно упрощало устройство фундамента под нее. Только простейшие печи представляли собой нечто близкое к цельной форме. Обычно печь имела несколько элементов, обеспечивавших различные функции: «под» («чарэнь») – на нем разжигали огонь; «прыпечак» – именно там сохранялся жар; «камін» («камінок») – чуть ли не самостоятельная печечка, в которой готовили быструю еду и т.д. Повсеместно в печах делали «пячуркі», причем по несколько, – небольшие ниши на поверхности печи, в которых удобно было сушить небольшие бытовые предметы, например рукавицы. Важно, что все эти элементы получали свое объемное выражение (чаще западали), что помогало увеличивать теплоотдачу и создавать интересную, пластически развитую объемную композицию печи.
Почти обязательным элементом был околопечной столб, который ставили у внешнего угла печи с опорой на сруб основания. Сейчас это чрезвычайно редкий элемент. Обычно он использовался в качестве опоры для палатей, но, имея важные обрядные функции, получал декоративную обработку, становился одним из украшений интерьера. С конца ХIХ в. даже в рядовом жилье в городах, а также в деревнях, расположенных вблизи центров гончарства, получили распространение печи, чаще всего «грубкі», облицованные изразцами, иногда цветными, с рельефным растительным или геометрическим орнаментом, что кроме достижения определенного художественного эффекта также позволяло увеличивать теплоотдачу печи. А результаты археологических исследований свидетельствуют о том, что уже в ХVІ–ХVІІІ вв. искусство белорусских мастеров в изготовлении изразцов, а значит и в возведении систем отопления, достигало высокого уровня.
Рекомендуем также:
Русский балет – признанная классика
Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.
Русск ...
Анализ исторической системы ценностей Южной и
Северной Осетии
В многочисленных трудах Ж. Дюмезиля рассыпано множество остроумных и даже изящных исторических наблюдений и сопоставлений, представляющих большой интерес для исследователя. Здесь же хотелось бы отметить глубокую веру Ж. Дюмезиля в историч ...
Фонтаны «Адам» и «Ева»
Эти парные фонтаны расположены на Марлинской аллее, которая простирается вдоль морского берега на протяжении двух километров.
Фонтан «Адам» установлен в восточной части Нижнего парка, а «Ева» - в западной. Автором скульптур для этих фонт ...