Символика печи в белорусской народной хате
Традиционное жилище белорусов – срубная изба из сосновых, реже еловых бревен – хата. Раньше она состояла из трех помещений: собственно хаты (жилой комнаты), сеней и кладовой. В хате находилась печь, от нее по диагонали – красный угол, который считался самым почетным. Там стоял стол, висели иконы, вдоль стен укреплялись неподвижные лавки. Белорусская хата сохранилась до наших дней, хотя ее планировка стала более разнообразной. Теперь этническое своеобразие жилища проявляется в использовании традиционных строительных материалов, как в сельском, так и в городском интерьере. Его украшают всевозможные изделия местных мастеров – деревянные, часто с резьбой и росписью, керамические, рогожи и циновки, плетенные из соломки и лозы. Славится белорусская вышивка, которой орнаментируют как предметы быта, так и одежду.
Вся история развития архитектуры характеризуется решением проблемы эффективного использования огня и в то же время защиты от него. Особенно актуально это было для Беларуси, где долгое время дерево являлось преобладающим материалом для основных конструкций строений, а солома и камыш – для кровель. Так, местные органы управления (магистрат, сельская община и т.д.) обычно определяли режим использования территорий и типологическую направленность застройки. Например, в Любче (Новогрудский рн) в 1647 г. магистратом было решено вынести из города гумна, которые пожароопасны тем, что в них хранились огромные запасы соломы. Одновременно определялось место для строительства бань и броваров (сооружений с печами для производства спиртных напитков) – «за рекой», то есть на заливных лугах, свободных от застройки. А один из горожан Друи (Браславский рн) в 1724 г. был наказан по решению магистрата задержанием «в ратуше до захода солнца» за нарушение запрета строить бровар «около стен других зданий». Он не имел права построить там, где это сделал, сооружение, опасное в пожарном отношении, особенно в условиях плотной городской застройки.
Одной из мер защиты в условиях плотной застройки деревень являлись высокие деревья, а также деревья сада, которые должны были мешать распространению огня в случае пожара. В городах, где также господствовали деревянные строения, использовали брандмауэрные стенки, позволявшие хоть както, хотя бы с одной стороны отгородиться от соседей. Только лишь где-то в конце огородов гончар мог устроить свой горн, в котором обжигали керамические изделия. Кузница также ставилась в стороне от застройки или за околицей деревни. Поближе к реке или озеру строили баньку, и делали это, прежде всего, чтобы удалить ее от построек двора. Как противопожарная мера воспринимается пропаганда замены деревянных строительных материалов на кирпич и глину.
Печь – неотъемлемый элемент любого жилого дома Беларуси. На протяжении столетий интерьер народного жилья достаточно устойчиво сохранял традиционные черты. Его организация была предельно простой и отвечала бытовым потребностям. Дверной проем – низкий, что помогало сохранить тепло и, когда открывали дверь, защищало от холода детишек, игравших на полу. Порог обычно делали высоким, что также способствовало сохранению тепла. Но еще больше этому содействовала печь, стоявшая в углу около двери и занимавшая почти пятую часть площади хаты (рис. 1, 2). Напротив нее – хозяйственный угол, где готовили еду, хранили посуду, так называемый «бабий кут». А по диагонали от печи находился «красный угол» («покуць») – наиболее почетное, сакральное место в хате. Между печью и торцовой стеной размещался помост из досок («пол»), на котором спали. Над ним делали еще один помост («палаці»), где спали старики и дети. Одним концом они опирались на печь, другим – на специальную жердь.
Рекомендуем также:
Режиссура и театр
Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановост ...
Нижний парк
Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлиненный треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километров, в то время как его протяженность с юг ...
Рококо как художественный стиль эпохи Нового
Времени
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеа ...