Архитектурные памятники классицизма
Из этого можно судить о идеалах и традициях эпохи Просвещения и абсолютной монархии. Суффло во многом поддерживал установившиеся традиции классицизма, его проект содержит все основные элементы, которым следовали классицисты. Кроме того он жил в период когда классицизм установился как законченная целостная система правил, но всё же, как было указано в самом начале, Суффло считается лидером неоклассического течения в архитектуре, он внёс долю новаций в свой проект, именно поэтому церковь Св. Женевьевы считается шедевром – она необычна тем что смогла воплотить в себе традиции витрувианского классицизма и видение неоклассициста Суффло.
О идеале эпохи воплощенном в этом памятнике архитектуры можно судить по надписи aux grands hommes la patrie reconnaissante («Великим людям благодарная отчизна»). Эта надпись появилась, вероятно, после Великой французской революции (1789-1794), после которой церковь Св. Женевьевы превратилась в Пантеон. Эта надпись свидетельствует о идеалах Франции периода революции, когда культурный контекст поменялся, люди мыслят себя свободными гражданами, они не стремятся угодить монарху (который был воплощением государства в период абсолютизма), они ломали старый порядок и уже отчизна награждает своих великих людей, не воля монарха. Пафосный барельеф, изваянный в 1837г. Пьером Жаном Давидом тоже восхваляет великих людей Франции. Благодарность Родины выражается в награждение лавровыми венками. Тут и Свобода, вооруженная кинжалом и расположившаяся под простертой правой дланью, и История, записывающая судьбоносные решения на каменных скрижалях. Среди великих людей Наполеон, Мирабо, Руссо с Вольтером.
Получив новое название, строение стало нести другую функцию. Пантеон это греческое слово означает «храм всех богов» и отсылает нас к Риму. В римском Пантеоне погребены некоторые известные итальянцы, например Рафаэль, потому это слово, оторвавшись от конкретного храма, стало означать место захоронения великих людей. Революция, разразившаяся во Франции в конце XVIII века, нуждалась в прославлении своих деяний и героев. И когда она потеряла первого из своих пламенных трибунов, графа Мирабо, он был торжественно похоронен в только что построенной церкви, а сама она по решению Национального собрания превратилась в Пантеон. Чтобы здание больше соответствовало духу торжественной гробницы, в годы революции решили затемнить интерьер и заделали практически все окна по его периметру.
Но и на этом судьба Пантеона не завершилась. В последующие годы во Франции то восстанавливалась монархия, то побеждала республика, то короновался император, то торжествовала Коммуна. Соответственно и Пантеон не раз то превращался в церковь, то возвращался к своей пропагандистской роли гражданской усыпальницы. Спиливались и восстанавливались кресты, менялись надписи, сбивались барельефы, заказывались новые росписи . Так Пантеон стал памятником архитектуры эпохи классицизма, но переосмысленный революцией потерял статут церкви Св. Женевьевы, покровительницы Парижа (и православных студентов), это здание кардинально поменяло своё назначения, из-за смены формы общественного строя, сегодня же это здание остается усыпальницей великих людей Франции, а также оно приобрело ещё один смысл – это одно из наиболее посещаемых туристами мест Парижа.
Вторым архитектурным памятником рассмотрю, будет Собор Дома Инвалидов в Париже (оконченый в 1700 г.), он возведен Мансаром. Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями, он является крупнейшим церковным сооружением французской столицы того времени. Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) —главный королевский архитектор в период правления Людовика XIV. Предполагают, что Жюль Маснар построил собор по нереализованному плану его деда, Франсуа Мансара для часовни усыпальницы семьи Медичи). Призматический объем церкви служит основанием для огромного купола, поднятого на высокий барабан и позже позолоченного. Определенно архитектор опирается на опыты Франсуа Мансара по наложению двух куполов друг на друга, причем у первого имеется отверстие в центре, а второй освещается скрытыми от взгляда проемами. Если трактовка архитектурных форм основной части здания классицистична, то в силуэтном решении купола и в элементах его убранства ощущаются барочные черты. Сооружение это как бы завершает собой развитие монументальной архитектуры XVII столетия, архитектуры, которую можно определить как классицизирующее барокко. [7] Таким образом собор дома инвалидов является уникальным памятником архитектуры, так как воплощает в себе два стиля. Вспоминая о истории его создания можно судить о механизмах культуры эпохи становящегося абсолютизма.
Рекомендуем также:
История меценатства
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло ...
Поль Гоген
Обостренное неприятие "цивилизованного" европейского общества определило также и внутреннее содержание искусства Поля Гогена (1848-1903). Художник ищет свои идеалы не просто в заморских странах, но и в другом временном измерении ...
История развития культурно-досуговой деятельности
Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с ...