Коллекционирование в России
Коллекционеры способствовали созданию русскими мастерами произведений искусства и притоку в Россию художественных ценностей. В эпоху Просвещения создаются комплексные коллекции, включавшие произведения изобразительного искусства, античные произведения, мюнцкабинеты, естественнонаучные коллекции.
Коллекционерами были, в первую очередь, вельможи – государственные и культурные деятели, руководствовавшиеся в своем коллекционерстве идеями Просвещения. В России сформировались выдающиеся коллекции, известные не только в России, но и за рубежом. Частные коллекции становятся одной из достопримечательностей России, характеризующих уровень культуры, их посещают иностранные дипломаты и путешественники. К концу века на процесс частного коллекционирования стали оказывать некоторое влияние музейные коллекции. Так, эрмитажное собрание способствовало воспитанию художественного вкуса коллекционеров. Наряду с известными зарубежными музеями оно могло служить образцом для составления картинных галерей во дворцах и имениях знати. И.Георги указывает на частные собрания или кабинеты, владельцы которых – гр. И.Г.Чернышев, И.И.Шувалов, кн.Е.Р.Дашкова. гр. А.К. Разумовский, кн. Н.Б.Юсупов, гр. А.С.Строганов – охотно их демонстрировали.
Однако наиболее ярко феномен собирательства стал проявляться в XIX столетии. Прежде всего это связано с ростом активности такой социально-экономической группы, как буржуазия и, особенно, купечество. В указанное время были составлены всемирно известные коллекции Третьякова, Щукиных, Солдатенкова, Рябушинских, Морозовых, Бахрушина и многих других. Особенностью данного периода был элитарный характер коллекционирования: коллекционеры представляли собой закрытые социальные группы с высоким сословным и (или) экономическим положением, куда могли войти только равные им. Кроме того, собрания составляли лишь вещи, которые имели высокую рыночную стоимость. Однако в XX - начале XXI вв. в коллекционировании происходят значительные изменения, которые были обусловлены рядом причин. Во-первых, коллекционирование в XX – XXI в. можно условно разделить на несколько периодов: 1-й период: до 1917 г., 2-й период: 1917 г. – конец 50-х гг., 3-й период: конец 50-х гг. – начало 90-х гг., 4-й период: начало 90-х гг. – настоящее время. Данное деление обусловлено трансформациями, которые происходили в социально-экономической, правовой и политической жизни страны и существенным образом повлияли на развитие коллекционирования. Во-вторых, с начала XX в. актуализируется тема появления и динамичного развития доступных видов коллекционирования – собирания марок, банкнот, любительской нумизматики, почтовых открыток, орденов и медалей и др. Важное место среди представленных коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. В-третьих, формируется и начинает постоянно действовать инфраструктура рынка коллекционирования, включающая аукционы, салоны, антикварные лавки и специализированные издания. Подход к собранию и изучению предметов коллекционирования становится более систематичным, предметно и научно обоснованным, направляется на собрание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников. Однако Октябрьская революция и последующая за ней гражданская война существенным образом повлияли на дальнейшее развитие коллекционирования. Большой урон был нанесен частным коллекциям в 1920-х гг., когда они были частично разграблены, национализированы, а также продавались, разделялись, вывозились за границу и исчезали. С другой стороны, с первых дней существования новой власти одним из направлений ее деятельности стала работа по охране и сохранению художественных, исторических и культурных ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами, в которых находились различные коллекции. Проводилась национализация частных коллекций, художественных собраний, театров, галерей. В результате имущество, принадлежавшее бывшим «эксплуататорским классам», перемещалось во владение государства. Перемещались к новому владельцу и старые атрибуты высокого социального положения. В «руках» государства эти вещи символизировали водворение «нового строя», который сделал общенародным достоянием то, что раньше принадлежало избранным. Концентрация в частных руках старых ценных вещей и торговля ими не приветствовались. Последняя рассматривалась как спекуляция и наказывалась. Государство стремилось прекратить ее путем репрессивных мер, принимаемых по отношению к коллекционерам: изъятия частных коллекций, облав на антикварных дельцов и др. Сменившие ранее элитарные классы дворян и купцов социальные слои и группы считали коллекционирование «буржуазным занятием» и не пропагандировали его. Значительный урон коллекционированию причинила Великая Отечественная война. В результате военных действий многие коллекции были уничтожены, утеряны, разграблены оккупантами. Часть экспонатов была вывезена за границу и не возвращена до сих пор. Самым ярким примером этого процесса стала судьба Янтарной комнаты. В послевоенное время частное коллекционирование не поощрялось, напротив - коллекционеры постоянно находились под пристальным вниманием милиции и КГБ, которые изучали доходы этих лиц. Общества коллекционеров начали создаваться только в 1970-х гг., когда было создано Всесоюзное общество филателистов с различными секциями: коллекционеров-книголюбов, нумизматов, филофонистов и др. С этого времени для выставок частных коллекций предоставляли такие крупные залы, как Музей этнографии, Манеж в Ленинграде или музеи Пушкина и Андрея Рублева в Москве. Личные коллекции по завещанию владельцев нередко передавались государству. Основным условием завещания, как правило, являлось желание ознакомить с собранием широкую публику. Музей В.А. Тропинина и художников его времени в Москве родился из частного собрания Ф.Е. Вишневского. Из крупных зарубежных коллекций русской культуры необходимо отметить архив барона Э. Фальц-Фейна и художественную коллекцию князей Лобановых-Ростовских, экспонировавшуюся в Москве и Ленинграде в 1988 году. В послевоенный период все больше людей начинают увлекаться собиранием антиквариата. По мнению Л.Л. Шпаковской, это было связано с модой, пришедшей с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 г., основанной на принципах прогресса, стремления к новому быту и борьбы с мещанством. Оказалось, что старые вещи – посуда, мебель и прочие предметы больше не просто не модны, но даже в некоторых случаях предосудительны как нечто чуждое советскому строю и быту. В конце 50-х гг. начинается небывалое до тех пор по масштабам возведение современных панельных домов. Старые вещи выходят из сферы повседневного быта. Одновременно создается мощное предложение на антикварном рынке. Значительный спрос на дорогие, ценные вещи обеспечили иностранные коллекционеры, которые делали покупки по ценам, превышающим цены внутри страны. В целом, данный период можно охарактеризовать как новый виток в развитии коллекционной деятельности. Распад СССР и суверенизация России начинают процесс приватизации государственной собственности. Коллекционеры и антикварные торговцы получают возможность открывать собственные магазины, действовать свободно и открыто. Появляются первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка. Возникает бум антикварной торговли, что связано с появлением новых покупателей и коллекционеров внутри страны, ориентированных на дорогие и крупные покупки – нового слоя состоятельных людей, для которых составление коллекций означает прежде всего внешнюю атрибутику, подчеркивание собственного высокого социального положения, а не удовлетворение духовных потребностей. Макросоциологический анализ явления позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе можно отметить как многообразие и широту предметов коллекционирования, так и вариативность источников пополнения коллекций: конкуренцию традиционным антикварным лавкам и собраниям коллекционеров составляют интернет-аукционы, продажи по каталогам, заказы по телефону, а также фирмы, специализирующиеся на продаже услуг по составлению коллекций и консультированию. Прежде всего это связано с развитием средств массовой информации и коммуникации, а также их доступностью. Все это, с одной стороны, облегчает поиск необходимых коллекционных предметов. С другой, наблюдается резкий спад интереса к процессу коллекционирования среди всех слоев населения, объясняемый той же самой доступностью информации о нужных предметах (ранее мотивацией к собиранию во многом выступала именно труднодоступность многих вещей, что порождало стремление к обладанию данным предметом), а также потребительским отношением к вещам, когда моральный износ намного опережает материальный.
Рекомендуем также:
Готические витражи Англии
В Англии Готический стиль в которых сохранились произведения Готического витражного искусства являются: собор в Кентербери, в Йорке, в Уэльсе, в Кембридже и Вестминстере.
Особое внимание, будет уделено собору в Йорке, поскольку это один ...
Недостатки цифровой живописи
Сложность освоения.
На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие с ...
Музыка
Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и ...