Сайт о культуре и искусстве

Феномен коллекционирования

Другое » Феномен коллекционирования

Актуальность темы. Работа посвящена проблеме осмысления феномена коллекционирования как составной части социокультурной деятельности человека. Актуальность темы определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического отношения к действительности коллекционеров и остается актуальной для культурологов, историков, психологов и социологов Коллекционирование и собирательство стало сегодня широко распространенным увлечением во всем мире. Приобретая вещь для коллекции, то есть, вступая во владение предметом искусства, мы становимся причастными к такому общественному феномену, который сопровождает человека, по крайней мере, уже со времен античности. Коллекционирование старинных вещей - это та сфера, где одиночка или музейщики прежде всего заботятся о сохранении унаследованного от прошлого времени. Коллекционирование служит больше сохранению вещей, чем их хранению, и в этом именно состоит его задача и изначальная культурно-историческая функция. Но, к сожалению, в наше время коллекционирование приобретает еще и чисто коммерческие реалии.

Число старинных предметов с течением времени практически не меняется, даже если круг их любителей и заинтересованных лиц постоянно растет, так как природные катаклизмы, войны, человеческий фактор, к сожалению, уничтожают историко-художественные феномены, которые передаются от других поколений, и делают это гораздо лучше, чем время.

В советском музееведении исследование государственных и частных коллекций было начато в 1960-е гг. С 1957 по 1971 гг. коллектив НИИ музееведения опубликовал семь выпусков «Очерков по истории музейного дела» .В 60-е годы стали появляться первые подробные исследования жизни и деятельности отдельных собирателей коллекций и известных основателей провинциальных музеев. Так, в научной литературе появилась тема «Персоналии в отечественном музееведении» (Сахарова ЕВ. Кирсанова Р. Федорова В.И.). Сейчас увеличивается число работ об истории комплектования коллекций провинциальных музеев, собраний русских усадеб, выходят жизнеописания их основателей, биографии меценатов и создателей наиболее известных частных коллекций, вошедших в состав музейных фондов как в Петербурге и в Москве, так и в провинции . Проблеме развития музееведческой мысли в России, влиянию персоналии на становление и организацию музейного дела посвящен ряд исследований А.И. Фролова.

До настоящего времени нам не известны серьезные, комплексные исследования феномена коллекционирования с позиций психологии, социологии, истории, культурологии, музееведения и права. Это тем более удивительно, что частное собирательство было одной из первых фаз музейного строительства, и практически все крупнейшие собрания мира возникли и развивались во многом на основе личных коллекций - настолько социально значима и исторически оправдана деятельность собирателей.

Как правило, коллекционирование рассматривается в рамках музееведения, частное коллекционирование изучается в основном в историческом контексте. Психологический и социологический аспекты феномена коллекционирования изучены недостаточно. В ряде исследований таких авторов, как Ш.Сабанне (1961), М. Реймс (1963), К.Малиновский (1973), С.М.Пирс (1994) , рассмотрены отдельные психосоциологические мотивы собирательства, а причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии. К.Помян (1996) полагает, что исследование собирательства не должно замыкаться в пределах изучения индивидуальной психологии, которая все объясняет при помощи понятий «вкуса», «интересов», «эстетического удовольствия». Этой же позиции придерживается и В.П.Грицкевич (2001), отмечая, что «характеры личностей, их большая или меньшая впечатлительность, важны только в той степени, в которой организация общества допускает свободное проявление индивидуальных отличий». В связи с чем, возникла необходимость осмысления этого процесса.

В работе использованы учебники, монографии и статьи, посвященные истории музейного, частному коллекционированию.

Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен.

Предмет исследования — история и закономерности коллекционирования.

Цель исследования — изучить особенности коллекционирования как исторического и социокультурного феномена.

Задачи исследования:

- определить социально-политические, культурные и другие факторы, оказывавшие влияние на развитие коллекционирования;

- выявить мотивы коллекционирования как особого социокультурного феномена;

- изучить виды коллекционирования;

- определить основные этапы становления и тенденции развития коллекционирования в разные исторические эпохи;

-изучить развитие коллекционирования в России.

Рекомендуем также:

Генезис истории Египта
Совершенно очевидно, что невозможно рассматривать культуру государства без краткого экскурса в историю, тем более если речь идет о такой необычной и загадочной культуре – культуре Древнего Египта. Древнее Царство – эпоха правления I-VI д ...

Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеа ...

Скинхэдс
В 1964 году, «Моды», особенно выходцы из низших слоев общества, инстинктивно почувствовали, с началом времен «Свингующего Лондона», настоящую угрозу своему существованию как обособленной субкультуры. В то время как «модовский стиль» копир ...