Сайт о культуре и искусстве

Мотивы коллекционирования

Другое » Феномен коллекционирования » Мотивы коллекционирования

Страница 1

В ряде исследований причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или «интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных собраний А.С. Виттлин перечислила следующие мотивации: экономического значения, социального престижа, магическую, выражения групповой принадлежности, стимуляции любознательности и исследования, эмоционального переживания. К. Помян подчеркивал, что понимание сосуществования различных мотиваций предмузейного и музейного собирательства – престижной, экономической, познавательной и эстетической – не должно отрицать важность каждой из них и сводить все к единой мотивации, признаваемой наиболее важной. Подразумевая под собирательством «свойственное человеку как отдельному индивидууму и человечеству как целостному культурному организму стремление к присвоению, накоплению, хранению и, в большинстве случаев, демонстрации семиофоров разного рода», Т.П. Калугина выделяет разнообразные сферы мотиваций собирательства: индивидуальная символизация в самых разных формах; магическая семантика; связь с ритуалом; обозначение и подтверждение социальной роли; престиж и власть; декорирование жизненного пространства; использование в качестве инструмента познания и классификации, средства систематизации миропорядка; эстетическое наслаждение.

Сакральная мотивация – стремление человека выйти за пределы удовлетворения своих бытовых нужд, биологического существования, стремиться к общению с высшей силой, управляющей миром (женские статуэтки, наскальные изображения, христианские реликвии)

Экономическая мотивация – переход человечества от присваивающих форм хозяйства к производящим (добыча, налоги, пожертвования).

Мотивация социального престижа – со времен первобытного общества (захоронения с ценностями).

Мотивация групповой принадлежности – собирание предметов, связанных с осознанием группой людей своей общности (со времен первобытного общества).

Доказательство родства с легендарными предками – греки и римляне хранили инструменты, с помощью которых якобы был сооружен троянский конь, ископаемые останки животных, считая их своими предками. Культурная сила, вносящая ощущение единения в обществе.

Патриотического характера – предметы, свидетельствующие об общности и патриотических традициях (трофеи, личные вещи исторических персон). В феодальную эпоху трудно было отделить родовые патриотические или общенациональные собрания.

Выражение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – римляне выставляли материальные предметы греческой культуры.

Закрепление связей между людьми с помощью архивов, библиотек и предмузейных собраний – закрепление социальной информации с помощью исторических источников (шумерские библиотеки).

Средство возбуждения любознательности – диковинные предметы из других стран (по мере распространения христианства роль таких собраний стала уменьшаться).

Средство исследовательской деятельности – целенаправленный сбор по определенному плану (угасает в период средневековья, возвращается в период Возрождения).

Средство эстетического переживания - наскальная живопись, античные скульптуры и картины. В средневековье ушло на задний план. Августин рассматривал эстетический подход как противоречащий красоте праведности. Через 800 лет Фома Аквинский оправдал эстетические эмоции.

Существуют различные варианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами, которые ставит перед собой коллекционер

Первый мотив собирательства обычно бывает связан с основной творческой деятельностью коллекционера. В этом случае коллекция рассматривается как важное подспорье для такого творчества. «Пригодность» для него того или иного объекта собирания является побудительным мотивом его приобретения. Типичным примером действия этого мотива является рукописная коллекция Н.М.Карамзина, в которой каждый документ предназначался для использования в «Истории государства Российского».

Второй мотив собирательства носит протестно-прогностический характер. В этом случае коллекционер словно предвидит, что некие объекты его интереса, не волнующие его современников, либо откровенно не принимаемые, преследуемые официальной властью, рано или поздно, но будут востребованы в будущем. В России до недавнего времени это был очень опасный для коллекционеров мотив собирательства. Разорванная на мельчайшие клочки, она была похоронена в дворовом мусорном баке, обезопасив незадачливого собирателя и продемонстрировав его пренебрежение протестно-прогностическим мотивам собирательства.

Третий мотив собирательства — меркантильно-прагматические соображения коллекционера. Объекты своего интереса он может частично рассматривать как отложенные вложения на «черный день» для себя и своих близких. С другой стороны, коллекционер может что-то собирать из случайно оказавшегося в его поле зрения «про запас», в надежде на перепродажу или обмен ради получения основного объекта своих главных интересов.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Жизненный путь В.М. Васнецова
После революции Виктор Михайлович остаётся ревностным прихожанином храма Св. Троицы (ныне подворье Троице-Сергиевой Лавры), а после того как храм заняли обновленцы, становится прихожанином храма свв. мчч. Адриана и Натальи. В письме сыну ...

Театрально-музыкальная культура
Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр ...

Сады классицизма
Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на ...