Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен
Осознание феномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом, объединено с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода к действительности, результатом которого являются музейные и частные коллекции. Активизация интереса к прошлому, к окружающей природе и миру созданных творческой энергией человека артефактов способствовало развитию коллекционирования и формированию «музейного» отношения к предметам, составляющим коллекции.
Благодаря осуществлению «музейного» принципа, то есть стремлению человека изъять определенные предметы из реального мира и сохранить их от естественного процесса разрушения, формировались первые предмузейные собрания. Предмузейное собирательство связывают с возникновением так называемой общественной музейной потребности, «музейного» отношения к предметам окружающего мира.
По мнению Т.П.Калугиной, отношение человека к миру как к музею, страсть к коллекционированию определяется, прежде всего, отношением к вещи как предмету культуры, будь то природный объект или артефакт. Вещь в культуре, наделенная человеческим смыслом, «перестает быть равной самой себе, соотнесенной со своим собственным бытием, и становится выражением, проявлением не своей, а некой другой природы, ее инобытием, символом иного, невидимого мира. Универсальность противопоставления видимого и невидимого и уникальный смысл этого противопоставления в культуре объясняют широкое распространение такой институции, как предмузейные собрания и музей в собственном смысле слова».
Коллекция – это собрание однородных предметов, объединенных общей темой. Предметом коллекционирования может быть что угодно: от старинных полотен, утюгов и самоваров, до камней, монет и самолетов. Коллекцию от обычного собрания предметов общественного или природного происхождения, по мнению исследователей, отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы «на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарное значение». Подлинное коллекционирование основано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении и систематизации коллекционных материалов.
Разницу в подходах к коллекционированию отметил в начале XX в. Д. Шмидт. Он разделил коллекции на научные и любительские. «Научные собрания, «коллекция» в строгом смысле, основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в виду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства; так собираются монеты или гравюры, русские древности и голландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясь исключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»
Так же определяет эти понятия известный современный культуролог А. И. Фролов: «Разница между собирательством и коллекционированием - это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»
Рекомендуем также:
Влияние и вклад европейцев в культуру Японии
Следует отметить, что европейское искусство гравюры, и в первую очередь типа чиароскуро, в общих чертах идентично искусству японской цветной гравюры. В большинстве случаев его тематика была религиозной, и оно было особенно популярным имен ...
Литература
Во времена правления Августа ораторское искусство, которое очень высоко ценилось при Республике и которое достигло тогда наивысшего расцвета, стало быстро приходить в упадок в связи с тем, что постепенно угасала политическая борьба. Талан ...
От язычества к православию на Руси
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеск ...