Возрождение храма
Начиная с этого момента, здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими: оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре города на перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ни было: Центральный музей Казахстана, музей истории архитектуры города Алматы, Дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, Концертно-выставочный зал. Но ни одна из них так и не была по-настоящему хозяином здания.
С «перестройкой» в 90-х, когда в России начался процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви, Алматинская епархия тоже начала работу в этом направлении.
На уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей и государством были выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А уже через год, 8 апреля 1995г., решением Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева, собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.
С 1995 по 1998 годв был выполнен огромный объем работ по демонтнажу галереи второго яруса, старой системы пожаротушения, заменены прогнившие венцы в основании здания колокольни. К 1999 году построен временный иконостас по проекту Т.Н.Турекулова, который помимо того является главным архитектором проекта по реставрации собора.
Более 100 лет прошло с тех пор, как был построен Свято-Вознесенский кафедральный собор – главный православный храм митрополии, и редкая по своей красоте достопримечательность Алматы. Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей.
Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви.
Прекрасные архитектурные формы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский собор уникальным по значению памятником архитектуры ХIX-начала ХХ века далеко за пределами Республики Казахстан.
« .И все-таки представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной снизу доверху. Тут тебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие бессмысленно красивые завитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях что-то действительно нарядное, по-настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось. Я уверен, что люди, проходя мимо его здания, поднимали головы и улыбались: до чего же это все-таки забористо! Выкиньте Зенкова с его чудесными теремами и башнями из города Верного - и сегодняшняя Алма-Ата станет уже чуточку иной. И даже не чуточку иной, а совсем иной, потому что она лишится своего главного украшения и естественного центра – поразительного зенковского собора. А представить Алма-Ату без этого полуфантастического здания попросту невозможно .»
Юрий Домбровский. Хранитель древностей
Три эпохи истории государства отразились и на судьбе собора, историю которого также можно условно разделить на три периода. Первый период – дореволюционный, годы рождения и благоукрашения этого величественного Храма города Верного. Второй этап начался после октябрьского переворота, страшный трагичный период, изменивший историю страны, поломавший миллионы человеческих судеб. В этот период стены собора видели и служения обновленцев, пережили и закрытие в 1929 году. Только чудом Божьим можно назвать тот факт, что собор выжил, хоть и в другом статусе, в страшные тридцатые годы, хотя среди советских партийных руководителей находились и те, которые с пеной у рта доказывали прямо-таки «политическую необходимость» уничтожения этого «поповского клоповника невежества и мракобесия». Третий период связан со становлением суверенитета нашего государства, и кульминацией его можно назвать 1995 год, когда 8 апреля решением Президента страны Н.А. Назарбаева собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.
Рекомендуем также:
Упадок хараппских городов
После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Исследователи проследили внутреннее развитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов. В так называемый поздний перио ...
Концепция культуры в «философии жизни»
В конце XIX – начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Предст ...
Сценический метод Эллен Терри
Эллен Терри прожила долгую жизнь. Она родилась в 1848 году, умерла в 1928. Из этих восьмидесяти лет почти полстолетия было отдано сцене. Этапы ее творческого пути точно совпадают с исторической логикой развития английского театра второй п ...