История батлеечного искусства
Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х 1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.
Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.
Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек.
На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон Ирода.
Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.
Обычно труппа батлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда все было готово, спектакль начинался.
Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.
Вообще, представления батлейки можно поделить на 3 вида:
- библейско-мистериальные - сцены из библейской истории;
- шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаток политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;
- сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью.
Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.
После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.
Рекомендуем также:
Эмоциональная сторона
Задачей режиссёра, как мне кажется, было погрузить зрителя в атмосферу бушующих страстей, напряжения и постоянного ожидания чего-то нового и необычного. Заставить всеми средствами нервничать переживать за главных героев фильма. Гадать: ка ...
Воронихинские колоннады
По обе стороны канала, замыкая площадь перед Большим каскадом, расположены изящные павильоны, так называемые Воронихинские колоннады. На гранитном основании покоятся гранитные лестницы с установленными по бокам фигурами лежащих львов. Они ...
Ценности как основа типологии культур
Питирим Александрович Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.
Наиболе ...