История белорусского театра "Батлейка"
Прежде чем начать повествование о белорусской батлейке, нужно отдать дань тем исследователям, которые в свое время записали, изучили и прославили этот вид народного театра, справедливо увидев в нем не просто кукольную забаву, а огромный, социально-культурный пласт национальной культуры. Если бы не труды таких выдающихся ученых, как П. Бессонов, З. Бядуля, Н. Виноградов, В. Гусев, И. Еремич, Е. Карский, В. Краснянский, Евг. Марковский, В. Перетц, Е. Романов, О. Санников, П. Шпилевский, П. Шейн и др., белорусская батлейка не стала бы одним из самых изученных видов европейского народного театра. Среди этих ученых был и Гурий Илларионович Барышев, который один из первых в советское время обратился к белорусскому народному театру кукол.
«Батлейка! - писал он, - в самом звучании слова есть что-то магическое... Она и нечто современное, и нечто столь далекое, что его не воспринимаешь иначе, как только в древнем нимбе, в романтическом флёре... Это целый пласт культуры. Его погубило время, но он возродился, как птица Феникс — из пепла. В батлеечной культуре по-своему сконцентрировались, и менталитет белорусской нации, и история народов, искони населявших земли былого Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Но при более пристальном взгляде, батлейка — это просто кукольный театр с героями на палочках, а также живые актеры — "батлей", разыгрывающие в лицах многослойную, разнообразную по языку, очаровательную в своей наивности кукольную драматургию. С ее христианско-языческим восприятием мира, трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и Нового Завета, которые были апокрифично переработаны народом и приспособлены к коллизиям быта.
Рекомендуем также:
Аккадский пантеон. Космологическая поэма «Энума Элиш»
Результаты раскопок древнешумерийских городов дали возможность выдвинуть проблему взаимодействия между культурой шумерийцев и культурой семитов Аккада. Целый ряд исследователей, изучавших историю и культуру Шумера, пришел к убеждению, Что ...
Колокольня
Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрела ...
К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации
Один из подходов к сравнительному описанию культур состоит в определении типичных и нетипичных, допустимых и недопустимых деятельностей, свойственного носителям той или иной культуры. Если состав культуры понимать как «принятую в данном о ...