Сайт о культуре и искусстве

Скульптура

Другое » Культура Древнего Египта » Скульптура

Страница 1

Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй – правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) – выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений – ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода – фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур – спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

Среди статуй в «позе пирамиды» наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию – скрещенные ноги, на коленях – лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции – в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду – геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.

Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога – непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские – в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй – отдельная тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Свет, отражаясь от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда статуи. Инкрустированные глаза – визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Появление скинхедов
Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и неграми. Дело в том, что скинхеды появились как рабочая, а не расовая субкультура, направ ...

Детство как самостоятельный аспект культуры
Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого ...

Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире
На рубеже 19–20 вв. в русском искусстве воцарилась эпоха модерна, появился режиссерский театр. Тип зрелищного многоактного спектакля с пантомимными сценами и каноническими формами классического танца устарел. Чтобы соответствовать эстетич ...