Сайт о культуре и искусстве

Просвещение и книжное дело в украинской культуре ХIII - перв. пол. XVI вв

Другое » Становление украинской культуры ХIII - XVI века » Просвещение и книжное дело в украинской культуре ХIII - перв. пол. XVI вв

Страница 2

Высокого уровня достигло во Владимирском княжестве искусство оформления книги, переплета. Среди книг Владимира Васильковича многие были окованы серебром. А посланное в черниговскую епископию «золотом писано» Евангелие-апракос было «окованно сребром с женчюгом и среди его Спас с финиптом» Особенно подробно описан переплет двух евангелий, заказанных для любомльской церкви. Одно из них оковано «все золотом и наметем дорогым с женчюгом, и деисус на нем скован от злата, цяты великы с финиптом». Таким образом, кожаные переплеты самых дорогих книг украшались золототкаными материями, металлическими накладками с изображениями, выполненными финифтью (эмалями). Все эти богатые переплеты изготовлялись местными ремесленниками. Некоторые книги украшались прекрасными миниатюрами. Следовательно, во Владимире работала большая группа переписчиков и специалистов по художественному оформлению книг. Есть основания полагать, что книгописные мастерские существовали также при епископских кафедрах и в крупных монастырях.

Нашествие Золотой Орды не прервало культурных связей между землями, ранее входившими в Древнерусское государство. Значительный вклад в дело культурного общения югозападных и северо-восточных древнерусских земель внесли выдающиеся деятели культуры того времени. Так, поставленный Даниилом Галицким на киевскую митрополию Кирилл (ранее княжий ~печатник» и один из руководителей придворного летописания) после 1250 г. на долгие годы поселился в Северо-Западной Руси. Считают, что житие Александра Невского, во многом напоминающее по форме и стилю летописное жизнеописание Даниила Галицкого, создано: Кириллом или одним из Галицких книжников, прибывших вместе с ним на Северо-Западную Русь. При участии :Кирилла была составлена первая восточнославянская редакция: Кормчей книги (свода канонического права), ставшая основой, как для юго-западных, так и для северорусских обработок.

Захват во второй половине XIV в. большинства украинских земель польскими и литовскими феодалами затруднил процесс развития украинской культуры. Национально-религиозное угнетение коренного украинского населения католическим и феодалами и городской верхушкой крайне отрицательно сказалось на состоянии просвещения и культуры вообще. Выступления против окатоличивания означали в то же время борьбу за самобытность украинской культуры, за сохранение ее восточнославянского характера, обусловленного общим культурным наследием трех восточнославянских народов и культурными связями между ними.

В XV - начале XVI вв. главными очагами украинской культуры были города, где при монастырях, епископских кафедрах существовали школы, переписывались и собирались книги. В частности, важную роль в распространении письменности сыграл Киево-Печерский монастырь. Через него осуществлялись также культурные связи Украины с Россией и южными славянами.

Издревле в монастырях велась обучение грамоте, однако монастырское образование было очень ограниченным, а не имело единой системы. Школы существовали и при некоторых приходах. Так, в документах 1550-1551 гг. упомянуты школы при церквах в Красноставе и Саноке Русского воеводства. Завещанием волынского шляхтича В. Загоровского назначалась постоянная оплата дьяку, обучавшему детей, а в свободное время переписывавшему книги. Завещание не устанавливало ничего нового в форме обучения грамоте, но свидетельствовало о сохранении давней традиции. Кроме православных школ в некоторых городах Галичины и Закарпатья действовали школы при католических храмах. Самой старой из них была школа при львовской латинской кафедре, однако вплоть до середины XVI в. обучение в ней носило схоластический характер.

Уже в XV - перв. пол. XVI в. немало выходцев из Украины училось в Краковском, Пражском, Падуанском, Парижском университетах, а также в некоторых университетах Германии. В 1549 г. С. Ожеховский писал, что Прикарпатье «наслаждается латинскими и греческими науками» благодаря связям украинского населения с греками и поездкам на учение в Италию. Только в Краковском университете в XV-первой половине XVI в. обучалось не менее 1200 выходцев с Украины. Из них заслуживает упоминания математик и астроном (основатель кафедры астрономии Краковского университета) Мартин Король из Журавицы - небольшого села в западной части Русского воеводства. Примечательно, что среди студентов-«русинов» значительную часть составляли горожане. В частности, из небогатой городской семьи происходил Юрий Котермак из Дрогобыча первый отечественный автор печатной книги. Он учился в Краковском и Болонском университетах, в 1478- 1482 гг. преподавал астрономию в Болонском университете свободных наук, а на 1481-1482 гг. избирался ректором этого университета - одного из центров гуманистического естествознания и философии. В 1487-1494 гг. Юрий Котермак-Дрогобыч был профессором астрономии и медицины в Краковском университете, где в те же годы изучали эти предметы Николай Коперник и немецкий латиноязычный поэт-гуманист Конрад Цельтис.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Серферы
У «Серферов» увлечение спортом вскоре стало образом жизни, единственно возможным, с их точки зрения, в условиях современного общества. Разумеется, эта позиция соответствовала теории «Века Досуга» - одной из составляющих интересы мейнстрим ...

Влияние религии на восточную культуру и творчество
Дзен можно назвать внутpенним искусством и дизайном жителей Востока. Коpни его были заложены в Китае Бодхидхаpмой, котоpый пpишел в Китай из Индии в 6 веке [592г.]. Дзен описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и ...

Время Антонинов
Высокое экономическое развитие Римской империи привело к тому, что город Рим стал экономическим, культурным и политическим центром огромной державы. После убийства Домициана и объявления его "тираном", что влекло за собой уничт ...