Харьковский художественный музей
Лучшим произведением Бесперчего является "Автопортрет" (1846), в котором отчетливо проявилась реалистическая направленность творчества художника, его вдумчивый подход к изображению человека, поиск глубоко жизненной правды.
Творчество Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900 г.г.), прославленного живописца моря, занимает особое место в русском искусстве ХIХ века. Его художественная деятельность, длившаяся более половины столетия, испытывала в различные периоды влияние и официального академического искусства, и романтизма, и реалистического направления.
Полотна Айвазовского, принадлежавшие музею, относятся к середине 50-х годов. Светлый солнечный колорит отличает картины "После бури" (1854) и "Гурзуф" (1859), более сдержан по краскам "Вид Амстердама" (1854), рисующий море в хмурый день. К лирическим пейзажам относится "Лунная ночь близ Неаполя" (1854), тонко передающая поэтическую красоту ночи. Эти картины, как и большинство произведений Айвазовского, написаны по памяти на основе свободной художественной импровизации, которой художник владел в совершенстве.
В середине ХIХ века искусство Академии художеств становится все более консервативным, противостоящим передовым устремлениям времени. Однако общий подъем художественной культуры в это время не мог не оказать влияния на творческие позиции художников-академистов. Новые веяния, новые тенденции неизбежно отражались на характере академического искусства, накладывали свой отпечаток на творческий метод художников этого направления.
Большую роль в подготовке молодых художников в стенах Академии художеств сыграл Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919 г.г.), живописец и график, рисовальщик, выдающийся педагог, представленный этюдом "Портрет старика". Педагогическая система Чистякова, сохраняя и развивая наиболее прогрессивные принципы академического образования, была тесно связана с развитием демократического направления в русском искусстве второй половины ХIХ века.
Наиболее значительным и одаренным представителем позднеакадемического искусства был живописец Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902 г.г.). Полотно Семирадского "Исаврийские пираты, продающие свою добычу" (1880 г.), представленное в музее, типично для художника своим сюжетом, далеким от реальной действительности.
Расцвет отечественного реалистического искусства во второй половине ХIХ века обусловлен мощным народно-демократическим подъемом. Русские революционные демократы, возглавившие это движение, придавали огромное значение созданию демократической литературы и искусства как активного средства распространения в обществе передовых идей. В процессе демократизации искусства решающую роль сыграло эстетическое учение Н.Г. Чернышевского.
Идеи Чернышевского о том, что искусство – это правдивое художественное воспроизведение действительности, что оно может и должно объяснять явления жизни и выносить им приговор от лица прогрессивных сил общества, стали основой в борьбе художников-демократов против официального салонно-академического искусства. Одним из проявлений этой борьбы против опеки Академии художеств, которая стала органом правительственной политики в сфере искусства, был "бунт четырнадцати". Группа молодых воспитанников Академии во главе с И.Н. Крамским потребовала от совета Академии права свободного выбора темы для своих конкурсных картин и , получив отказ, демонстративно покинула Академию.
Логическим продолжением этого события было возникновение Петербургской Артели художников. Артель способствовала консолидации сил передовых талантливых художников и стала вехой на пути создания первой в истории русского искусства самостоятельной организации художников – Товарищества передвижных художественных выставок. Оно было основано в 1870 году по инициативе Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников-демократов.
Товарищество ставило своей задачей приобщение к реалистическому искусству широких кругов русского общества путем устройства передвижных выставок. Однако с первых шагов передвижничество переросло свои организационные рамки и вылилось в широкое общественно-художественное движение, объединив все талантливое, передовое и жизнеспособное в искусстве пореформенной России. Художники-передвижники, стремившиеся поставить в центр внимания человека, гражданина, труженика, отразить жизнь народа, его судьбы и чаяния, передать красоту родной природы, выразили тем самым в своем искусстве передовые, демократические устремления времени. Передвижные выставки в Петербурге, Москве и других городах сыграли большую роль, имели огромное культурно-просветительное значение, пробуждая и воспитывая интерес и любовь к искусству в разных слоях общества.
Рекомендуем также:
Ценности
Если нормы — это правила поведения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, ...
Культура Просвещения
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столети ...
Общекультурологическое значение детства
Существует несколько общекультурологических концепций детства. Объектами нашего анализа будут психокультурная теория детства Л. Демоза и типология культур в связи с особенностями детства М.Мид.
Создателем "психогенной" теории и ...