Харьковский художественный музей
С деятельностью Академии художеств тесно связано имя одного из основоположников русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко (1737 - 1773). Родом с Украины, Лосенко обучался живописи у известного портретиста И.П. Аргунова, а затем в Академии художеств, которую с успехом закончил. После пенсионерской поездки за границу он занимает должность профессора Академии, позднее возглавляет ее как директор. Полотно "Авель" (1768 г.) создано в Риме. Это прекрасный образец русской академической живописи середины XVIII века. Характерен так называемый "высокий" сюжет из священного писания, в основе произведения лежит идея осуждения преступления. (Авель – сын Адама и Евы – был убит из зависти своим братом Каином). В этом произведении проявилось высокое мастерство, которое давала Академия, - безупречный рисунок, скульптурная передача объема посредством светотени, великолепное знание анатомии человека, законов перспективы. Творчество Лосенко сыграло важную роль в развитии русского искусства, отразив прогрессивные черты, свойственные этому периоду деятельности Академии. Большая заслуга и в том, что он один из первых ввел в круг академических сюжетов тему из русской истории (картина "Владимир и Рогнеда ").
Во второй половине XVIII века в связи с дальнейшим усилением крепостничества, нарастанием широкого народного возмущения среди передовой части русской дворянской интеллигенции возникают оппозиционные настроения по отношению к правящим кругам, получают распространение идеи просветительства. Характерное для просветителей признание ценности человеческой личности, идеи гуманизма и гражданственности, составляющие основу их философии, нашли свое отражение в литературе и искусстве. Это время высокого расцвета в России искусства портрета.
Большая роль в развитии русского портрета второй половины XVIII столетия принадлежит одному из крупнейших мастеров этого времени Федору Степановичу Рокотову (1735/36 – 1808 г.г.). В его небольших лишенных парадности интимных портретах в значительной мере преодолена внутренняя скованность человека, присущая ранним русским портретам XVIII века. Женские образы, созданные Рокотовым, всегда поэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности, трепетной внутренней жизни; в каждом из них дана тонкая индивидуальная характеристика. И все же они – как бы варианты одного типа женского лица, любимого художником. На "Портрете неизвестной в белом платье", написанном в мягкой гамме серых и голубых тонов, изображена молодая женщина с тонкими чертами лица, отмеченного той особой хрупкостью и обаянием, которые составляют характерную особенность женских портретов Рокотова.
Двумя портретами представлено в музее творчество крупнейшего русского художника второй половины XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 – 1822 г.г.) – "Портрет Е.М. Храповой" и "Портрет И.А. Васильевой".
К блестящей плеяде русских портретистов второй половине XVIII века принадлежит Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825 г.г.). Творческая деятельность Боровиковского, в основном протекала независимо от Академии художеств. Он пошел дальше своих предшественников в развитии реалистических традиций, обогатив портретную живопись новыми чертами.
Наряду с известными отечественными портретистами в России в середине и во второй половине XVIII века работали иностранные мастера, бывшие, главным образом, придворными живописцами. Среди них были Иоганн Баптист Лампи и Жан Луи Вуаль, представленные в экспозиции портретами.
В патом зале показаны образцы резцовой гравюры второй половины XVIII века, работы лучших ее мастеров с картин и портретов современных художников (в то время гравюра служила в основном средством репродукции).
Отечественная война 1812 года, которая вызвала в народе могучий подъем патриотических чувств и национального самосознания, революционное движение декабристов, направленное против крепостного права и самодержавия, наложили на отечественную культуру первой четверти XIX века яркий отпечаток народности, высокой человечности и романтической взволнованности. В области литературы и искусства появляются новые выдающиеся таланты.
Событиям войны 1812 года посвящены медальоны Федора Петровича Толстого (1783 – 1873 г.г.) с эпизодами сражений. Художник прославляет героизм русского народа, передавая высокие патриотические чувства в возвышенном стиле. Аллегорические сцены сражений, в которых русские и французские солдаты изображены в виде античных воинов, отличаются сдержанностью и лаконизмом композиций.
Рекомендуем также:
Влияние религии на восточную культуру и творчество
Дзен можно назвать внутpенним искусством и дизайном жителей Востока. Коpни его были заложены в Китае Бодхидхаpмой, котоpый пpишел в Китай из Индии в 6 веке [592г.]. Дзен описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и ...
Песчанская икона Божией Матери
Среди русских богородичных икон существует немало великих чудотворных образов, сыгравших в свое время решающую роль в исторических судьбах России. К таким избранным Богом иконам относится и Песчанский образ Пресвятой Богородицы.
Судьба ...
Символика цвета в странах Востока
В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символ ...